Циркунов, И. Б. Мурманское книжное / Игорь Циркунов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2007. - 131, [1] с.: ил., портр.

55 Глава 4. Издательство в эпоху перемен пути реализации своей книжно-журнальной продукции. Во-первых, это розничный рынок города Мурманска. А вот областной рынок после много­ летних попыток реализации книг МКИ на нём также остался уделом меч­ таний. На областном рынке безраздельно хозяйничают столичные издатель­ ства. Во-вторых, это реализация книг и журналов МКИ через библиотечные сети города Мурманска и области. Анализ данных, опубликованных в ежегодниках «Мурманская книга», даёт интересную статистику. Так, в 2000 году было выявлено 84 издатель­ ства, издающих учреждения и организации. На их долю пришлось 269 наименований книг и брошюр. При этом 49 издателей выпустили в свет только по одной книге и только 10 издателей опубликовали от 14 до 36 книг (Мурманская книга — 2000, 2001). Спустя пять лет ситуация с издающими организациями изменилась. Теперь на 2005 год пришлось около 150 организаций. Ими издано, с учё­ том дополнений за предыдущие годы, порядка 317 наименований книг и брошюр. При этом по одному названию книг или брошюр издали 87 орга­ низаций (Мурманская книга — 2004, 2005). Если предположить, что орга­ низация, издающая только одно название книги или брошюры, выпускает их по случаю (к событию, дате, юбилею) или регулярно, т. е. из года в год по одной публикации (отчёт или сборник докладов), то будем считать её эпизодическим издателем. Такой издатель никоим образом не оказывает влияния на развитие книжного рынка, а лишь присутствует на нём или участвует в его жизнедеятельности. Те же, кто издает два и более наимено­ ваний книг и брошюр, могут претендовать на роль не только участника рынка, но и его игрока, т. е. издателя, способного или имеющего возмож­ ность оказывать влияние на развитие рынка. Не оценивая важность участ­ ников рынка и его игроков, обратим внимание на некоторые количествен­ ные показатели. По нашим данным игроков на локальном региональном книжном рын­ ке в 2000 году было 35 единиц, а в 2005 году стало 63, т. е. количество игроков почти удвоилось. Но вот доля игроков на рынке, если перевести на язык процентов, осталась почти неизменной. В 2000 году игроков было 41,67 % и в 2005 году их было почти столько же — 42 %. Это говорит о том, что при равной доле, но удвоении абсолютной величины, возрастает конкурентная борьба за заказчика на фоне того, что некоторые игроки уже давно исполняют роль заказчиков. Это относится, прежде всего, к образо­ вательным и научным заведениям и учреждениям, которые теперь не ищут исполнителя-издателя, а самостоятельно публикуют свои работы и исследо­ вания. Из этого небольшого количественного анализа можно сделать один утешительный для Мурманского книжного издательства вывод: избранный в самом конце 90-х годов метод «фокусирования клиентуры» подтвердил свою жизнеспособность и на сегодня себя вполне оправдывает. Мурманское книжное издательство входит в десятку лучших издающих организаций. «В целом на долю этих 10 организаций приходится 69,85% всех поступлений [наименований изданий. — И. Ц.] . В каждой отрасли знания есть свои издающие организации лидеры. По изданию художествен

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz