Циркунов, И. Б. Мурманское книжное / Игорь Циркунов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2007. - 131, [1] с.: ил., портр.
121 Приложения И чтобы, где я хочу, — т ам и сел. На вершине горы, в овраге, на море, среди леса, на перекрестке тропинок! Вот что мне нужно». В общем многие герои рассуждают у Ю. Визбора так : нужен бензин, погода, площадка, не примешивайте нам всякой «демагогии»! Главное — выжить, опираясь на узкий круг друзей, «корешей», на моторы, на крепкие мускулы! И еще одно главное, — если судить по материалам рукопи си, — не говорить о подвиге, о роли народа, не вс7юмина?пь о победе над фашизмом, о партии, о том , что каждый полярник, геолог — частица великого советского народа. В рукописи нет ни слова ни об одной обще ственной организации, ни об одном высоком понятии. Есть только иро ния, пошловатое затаскивание всего великого и яркого: «Конечно, — ска зал Сергей, — я же не могу удержаться о т подвига. Мне ж мама в детстве купила бескозырку и на ней русским языком было написано: “Герой” »... Но вот в одном он явно промахивается: герои его ведут себя как заведо мые смертники. Калач — герой, подвижник авиации, знает, ч?по погибнет. ...И автор считает таких «смертников» 7юкорителями Артапики! Он вообще усиленно нажимает на то , что эти, вырванные из рамок 7iapmuu, государстпва, коллективов, ни разу не вс7юминающие о Родине в социаль ном и ис7тюрическом 71лане, одиночки и есть типические герои Севера. Но ведь у советской литературы есть иной 071ыт: герои Дм. Фурманова, В. Вишневского стремились и «смерть сделать 7гар7пийной работой». Герои же Ю. Визбора не знают социальных, государс7пвенных целей своего труда, это фана7пики своего дела, своей страсти вне социальных измере ний, обоими 7юдвшами они обязаны лично себе и узкому кругу друзей, — не7п ни мысли о Родине, народе... Это 7Юсути дела самочувствие героев Экзю7гери, Ремарка... Вс7юминае7пся еще более давний 71редшес77гвенник — роман А. Мальро «Условия человеческого сущестпвования», где герои — буд т о бы революционеры! — идугп на 7юдвиги, лишения, но все время носят с собой... цианистый калий!.. ...А 7ютому здесь возможен и самосуд над радистом («Арто?шка, 2), аморализм героя (Калача), смертника, супермена, с7юсобного на71лева7пь на все нормы вос7птания, заботы о человеке, С7юеобного 7юступи7пъ по добно герою Киплинга: Власть божья и влас?пь людская — До пятидесятых широт! Решение Калача, его и Аевы Яковера расправа над радистом Барковцел — это свидетельство полного краха наших методов воспитания человека в коллективе, в комсомоле, партии: это бандитский способ борьбы с бан дитизмом. Думается, что штурман Валентин Иванович Аккуратов, член редколлегии журнала «Вокруг света» не учел этого обобщающего, типизи рующего смысла конфликта в повести. «Штурмовать далеко море посы лает нас страна», — пелось в известной песне. Но э т а же страна, народ посылают человека, наделяя его нормами, этикой, коллективизмом, присущими всем советским людям. И не смертники, не супермены-инди видуалисты, оторвавшиеся о т семьи, детей, бездушные поклонники техники, как таковой, а коммунисты по духу, патриоты, видящие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz