Циркунов, И. Б. Мурманское книжное / Игорь Циркунов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2007. - 131, [1] с.: ил., портр.

121 Приложения И чтобы, где я хочу, — т ам и сел. На вершине горы, в овраге, на море, среди леса, на перекрестке тропинок! Вот что мне нужно». В общем многие герои рассуждают у Ю. Визбора так : нужен бензин, погода, площадка, не примешивайте нам всякой «демагогии»! Главное — выжить, опираясь на узкий круг друзей, «корешей», на моторы, на крепкие мускулы! И еще одно главное, — если судить по материалам рукопи­ си, — не говорить о подвиге, о роли народа, не вс7юмина?пь о победе над фашизмом, о партии, о том , что каждый полярник, геолог — частица великого советского народа. В рукописи нет ни слова ни об одной обще­ ственной организации, ни об одном высоком понятии. Есть только иро­ ния, пошловатое затаскивание всего великого и яркого: «Конечно, — ска­ зал Сергей, — я же не могу удержаться о т подвига. Мне ж мама в детстве купила бескозырку и на ней русским языком было написано: “Герой” »... Но вот в одном он явно промахивается: герои его ведут себя как заведо­ мые смертники. Калач — герой, подвижник авиации, знает, ч?по погибнет. ...И автор считает таких «смертников» 7юкорителями Артапики! Он вообще усиленно нажимает на то , что эти, вырванные из рамок 7iapmuu, государстпва, коллективов, ни разу не вс7юминающие о Родине в социаль­ ном и ис7тюрическом 71лане, одиночки и есть типические герои Севера. Но ведь у советской литературы есть иной 071ыт: герои Дм. Фурманова, В. Вишневского стремились и «смерть сделать 7гар7пийной работой». Герои же Ю. Визбора не знают социальных, государс7пвенных целей своего труда, это фана7пики своего дела, своей страсти вне социальных измере­ ний, обоими 7юдвшами они обязаны лично себе и узкому кругу друзей, — не7п ни мысли о Родине, народе... Это 7Юсути дела самочувствие героев Экзю7гери, Ремарка... Вс7юминае7пся еще более давний 71редшес77гвенник — роман А. Мальро «Условия человеческого сущестпвования», где герои — буд­ т о бы революционеры! — идугп на 7юдвиги, лишения, но все время носят с собой... цианистый калий!.. ...А 7ютому здесь возможен и самосуд над радистом («Арто?шка, 2), аморализм героя (Калача), смертника, супермена, с7юсобного на71лева7пь на все нормы вос7птания, заботы о человеке, С7юеобного 7юступи7пъ по­ добно герою Киплинга: Власть божья и влас?пь людская — До пятидесятых широт! Решение Калача, его и Аевы Яковера расправа над радистом Барковцел — это свидетельство полного краха наших методов воспитания человека в коллективе, в комсомоле, партии: это бандитский способ борьбы с бан­ дитизмом. Думается, что штурман Валентин Иванович Аккуратов, член редколлегии журнала «Вокруг света» не учел этого обобщающего, типизи­ рующего смысла конфликта в повести. «Штурмовать далеко море посы­ лает нас страна», — пелось в известной песне. Но э т а же страна, народ посылают человека, наделяя его нормами, этикой, коллективизмом, присущими всем советским людям. И не смертники, не супермены-инди­ видуалисты, оторвавшиеся о т семьи, детей, бездушные поклонники техники, как таковой, а коммунисты по духу, патриоты, видящие

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz