Циркунов, И. Б. Краевед земли Кольской: социологический очерк / Циркунов И. Б. – Москва : Перо, 2021. - 129, [1] с. : ил., портр., факс.

97 наличие эстетического факта. Понимая различие между устной и письменной речью, мы исходим из того, что в их основу положен текст, слово. Известный учёный, психолингвист Елена Сергеевна Никитина так высказывалась по этому поводу: «...Риторика взяла на себя чрезвычайно масштабную задачу: всесторонне описать ха­ рактер взаимосвязи между «миром вещей» и «миром слов», ины­ ми словами, показать, как происходит «трансформация» предмета в слово» (Никитина, 2019. С. 77). Теперь мы попытаемся приме­ нить риторический анализ к тексту профессора Ушакова. Прежде всего выделим этап инвенции (нахождение, изобрете­ ние), когда исследователь отбирает материал, как правило, архив­ ный, и систематизирует своё собственное знание. Таким образом автор задаёт определённую структуру будущему сообщению. На этом этапе создаётся идея будущего повествования, отрабатыва­ ются ключевые и второстепенные понятия, в это время происхо­ дит конструирование будущего текста и изобретается сам предмет исследования, который может быть скрыт в толще разрозненных, а иногда и обрывочных архивных документов. К услугам профес­ сора Ушакова - не только государственные архивы Мурманской и Архангельской областей, республиканский архив в Петрозаводске, но и все необходимые ему для работы государственные архивы Москвы и Ленинграда - Санкт-Петербурга. На втором этапе автор, опираясь на уже готовый предмет своего исследования, которым, с нашей точки зрения, является процесс социально-политического и экономико-культурного развития на Кольском полуострове, выстраивает систему исторических поня­ тий, в которую вписывает (так и хочется добавить слово «мастер­ ски» в отношении писательского умения Ивана Ушакова) базовое, ключевое понятие, им превращённое, преобразованнное в слово из изобретенного им предмета исследования. Таким образом, ав­ тор выказывает свою мыслительную диспозицию (расположение) в процессе трансформации предмета в слово. Третий этап тоже является авторским, хотя устный текст, про­ говорённый, значительно отличается от печатного слова и по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz