Циркунов, И. Б. Краевед земли Кольской: социологический очерк / Циркунов И. Б. – Москва : Перо, 2021. - 129, [1] с. : ил., портр., факс.
85 выступает универсальный предметный код, концепция которого как нейрофизиологического субстрата мышления была разработа на Н. И. Жинкиным, опиравшимся на некоторые фундаменталь ные идеи, высказанные JI. С. Выготским» (Попова, Стернин, 2007. С. 28). Конечно, об этих новых исследованиях Иван Фёдорович, скорее всего, не знал, в лингвистические тонкости саамского языка не вдавался, но аккуратно и тщательно подбирал языковедческий материал по истории саамского языка, не делая прямых выводов о развитии и состоянии саамского языка или языков, предполагая, что единого языка саамов не существует. В создании концептосферы лаппонистики профессором И. Уша ковым было недостаточно использовать единичные формы статей, отдельных фрагментов текста в виде фрейма, сюжета, сценария и пр. Понимая всю сложность в деле изучения саамского народа, значительные лакуны в его истории, учёный прибегает к новатор ской форме подачи материала - декалогам, пытаясь минимизиро вать фрагментарность саамской истории. Так в одном из декалогов под названием «Местное общество на Кольской земле...», который начали публиковать в газете «Совет ский Мурман» в конце декабря 1992 и продолжили в январе-февра- ле 1993 г., есть сообщение «Лопари». Затем, в августе 1993 г., Иван Фёдорович создаёт ещё один декалог «Аборигены Кольского Севе ра», где значительное место отводит положению саами со времён двоеданства и принятия ими христианства. Спустя ещё три года профессор публикует декалог «Печенгские лопари...» в «Мурман ском вестнике» в июне-июле 1996 г. Наследие Ушакова-лаппониста достаточно обширно. В исторической части и лексикографической, касаемой саамских языков, оно ещё ждёт своего исследователя. Стремление Ивана Ушакова выйти за рамки привычного пове ствования и анализа исторического материала приводит его к фор ме декалога, которую он начинает активно осваивать с конца 80-х годов. Известным новатором исторической науки в XX веке была французская Школа анналов. Её стремление заменить классиче скую повествовательную историю на историю проблем, историю,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz