Циркунов, И. Б. Краевед земли Кольской: социологический очерк / Циркунов И. Б. – Москва : Перо, 2021. - 129, [1] с. : ил., портр., факс.

85 выступает универсальный предметный код, концепция которого как нейрофизиологического субстрата мышления была разработа­ на Н. И. Жинкиным, опиравшимся на некоторые фундаменталь­ ные идеи, высказанные JI. С. Выготским» (Попова, Стернин, 2007. С. 28). Конечно, об этих новых исследованиях Иван Фёдорович, скорее всего, не знал, в лингвистические тонкости саамского языка не вдавался, но аккуратно и тщательно подбирал языковедческий материал по истории саамского языка, не делая прямых выводов о развитии и состоянии саамского языка или языков, предполагая, что единого языка саамов не существует. В создании концептосферы лаппонистики профессором И. Уша­ ковым было недостаточно использовать единичные формы статей, отдельных фрагментов текста в виде фрейма, сюжета, сценария и пр. Понимая всю сложность в деле изучения саамского народа, значительные лакуны в его истории, учёный прибегает к новатор­ ской форме подачи материала - декалогам, пытаясь минимизиро­ вать фрагментарность саамской истории. Так в одном из декалогов под названием «Местное общество на Кольской земле...», который начали публиковать в газете «Совет­ ский Мурман» в конце декабря 1992 и продолжили в январе-февра- ле 1993 г., есть сообщение «Лопари». Затем, в августе 1993 г., Иван Фёдорович создаёт ещё один декалог «Аборигены Кольского Севе­ ра», где значительное место отводит положению саами со времён двоеданства и принятия ими христианства. Спустя ещё три года профессор публикует декалог «Печенгские лопари...» в «Мурман­ ском вестнике» в июне-июле 1996 г. Наследие Ушакова-лаппониста достаточно обширно. В исторической части и лексикографической, касаемой саамских языков, оно ещё ждёт своего исследователя. Стремление Ивана Ушакова выйти за рамки привычного пове­ ствования и анализа исторического материала приводит его к фор­ ме декалога, которую он начинает активно осваивать с конца 80-х годов. Известным новатором исторической науки в XX веке была французская Школа анналов. Её стремление заменить классиче­ скую повествовательную историю на историю проблем, историю,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz