Циркунов, И. Б. Краевед земли Кольской: социологический очерк / Циркунов И. Б. – Москва : Перо, 2021. - 129, [1] с. : ил., портр., факс.
84 нарушение правил. В этом автор убеждался не раз, когда очищал своё авто от свежевыпавшего снега и не знал, какой именно преди кат использовать в отношении снега: «налипший», «облепивший», «залипший», «прилипший» и т. д. Одним словом, не знаю, как обо значить снег, но с десяток разновидностей снега по утрам мне уже удаётся отличать, опираясь на моё неоленеводческое понимание природы. Следовательно, когда мы производим жест, довольно часто происходит нарушение правил и, в первую очередь, правил языка, в языке начинает царить языковая игра без правил. В усло виях дефицита общения, особенно межгруппового, языковая игра без правил занимает ведущее место в межличностном общении и, локализуясь на определённой территории, становится не совсем или вообще непонятной на другой локальной территории. Таким образом, само «жестовое» происхождение языка осно вывается на ограниченной миграциями животного (оленя) терри тории. Ограниченное языковое пространство не является удобным способом языкового единения. Первоначальное неоленеводческое хозяйство саами вообще предполагало ещё большую фиксирован ную локализацию и, следовательно, могло проявляться в слабом межъязыковом контакте и слабом языковом общении, что могло выражаться даже в форме гендерного языкового различия в рамках одной сплочённой группы, что могло отражаться в наличии жен ской и мужской лексики, как в языке чукчей. Известный исследо ватель жизни и быта саами Т. В. Лукьянченко, например, приводит различие между мужской и женской нартой у саами: «Мужская нарта... сзади имеет спинку... женская нарта... ещё и невысокие боковинки... с правой стороны - повыше и совсем низкая - с ле вой» (Лукьянченко, 1971. С. 76). А Герман Гёбель, как мы уже при водили цитату, различал женский говор в «имандерском диалекте». Конкретно к саамским языкам, да и вообще к другим языкам, вполне применимо утверждение, что если мышление осуществи мо только с помощью слов, то говорить о языковой природе со знания вполне допустимо. Однако новые данные говорят о не вербальном характере сознания. «Инструментом мышления
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz