Циркунов, И. Б. Краевед земли Кольской: социологический очерк / Циркунов И. Б. – Москва : Перо, 2021. - 129, [1] с. : ил., портр., факс.

79 названиях «лаппонистика» и «лопаристика». Начнём, как водится, с конца. «Лопаристика» звучит уничижительно и не политкоррек­ тно, тем более что название народа «лопари» устаревшее и вышло из употребления. С другой стороны, это древнейший, если не са­ мый древний, народ Европы из живущих сейчас на её территории. В современном мире изучать саамский народ европейскими учё­ ными, как они, например, продолжают изучать народы Амозонии, с позиций антропологии не пристало. Теперь саамы изучаются в общем контексте истории, экономики, культуры, социально- политического усройства общей семьи народов Европы, что спра­ ведливо и закономерно. Следовательно, дальнейшие объяснения по поводу псевдотермина или ошибочного термина «лопаристика» избыточно. В первом случае с названием «лаппонистика» мы имеем дело, с так сказать, «книжным» основанием, т. е. наукой или разделом науки о самих книгах, об их авторах и изучением самих исследо­ ваний саамского народа. Эти «изучения самих исследовний» тоже важны, т. к. сами исследования саамского народа, как правило, всегда комплексные. Изучение саамов началось с Иоганна Шеф­ фера (1621-1679), автора известного труда «Лаппония» (1673 г.), который и дало название этому научному направлению - лаппони- стике. Известно, что русские переводы и попытки переводов этой книги на русский язык представляют её под названием «Лаплан­ дия», что совершенно точно. Однако труд, написанный на латыни, носит название «Lapponia», что стало ядром названия научного направления - лаппонистики. Первоначально в лаппонистике на­ шлось место и истории, и географии, этнографии, антропологии, филологии, и если не философии, то культурологии и социоло­ гии. В последующем акценты научного изучения страны и народа смещались. Отказавшись от изучения металлов, а также живот­ ных, обитающих в Лапландии, учёные-лаппонисты всё больше погружались в изучение быта, рукоделия и культуры саамов, их происхождения, религиозных верований, общественного устрой­ ства жизни саамов, воспитания детей и языков, распростанённых

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz