Циркунов, И. Б. Краевед земли Кольской: социологический очерк / Циркунов И. Б. – Москва : Перо, 2021. - 129, [1] с. : ил., портр., факс.

77 ли лопари в досоветское время» (СМ, 28.09.1993). Учёный считал, что в последние столетия общий тренд численности саамского на­ рода, несмотря на значительные колебания, является возрастаю­ щим, и нет оснований считать, что саами вымирали при царском режиме. Более того, находясь в сфере русской колонизации Коль­ ского полуострова, благодаря развитию у саамов оленеводства, которое не было для этого народа исконным занятием, а вначале возникло как транспортное оленеводство, а затем стало товарным оленеводством, нельзя соглашаться с теорией «обеднения лопа­ рей». Кстати заметить, переселение части народа коми на Коль­ ский полуостров коственно подтверждает неисконный характер занятия оленеводством саами. Пожалуй, самым туманным и загадочным концептом, который также разрабатывал И. Ф. Ушаков, является «языковой». Имен­ но так мы предлагаем называть этот концепт, а не «лингвистиче­ ский», потому что Иван Фёдорович рассматривал саамский язык с позиций исторической науки, а не лингвистической. Мы не бу­ дем пересказывать статью учёного «На саамском языке», опубли­ кованную в 1992 году, но обратим внимание на главную мысль о разнодиалектности саамского языка, которую представил автор с позиции истории языкознания. Профессор И. Ушаков отмечал, что на Кольском полуострове «...обитали четыре племенных объединения: терская лопь, кончанская лопь, лопь Верхней зем­ ли и лешая (лесная) лопь. Тесных и постоянных контактов между ними не было. Язык этих этнических групп сильно отличался. Современные исследователи выделяют в саамском языке четыре наречия: иокангское (терские лопари), кильдинское (Териберка, Ловозеро, Пулозеро), бабинское (Ена, Имандра) и нотозерское (северо-запад Кольского полуострова). В сущности, единого саамского языка не существует. Носители разных диалектов не в состоянии общаться на родном языке» (СМ, 15.04.1992). Разнодиалектностью саамского языка Иван Фёдоро­ вич объяснял трудности по созданию письмености для саамско­ го народа. Далее им приводятся убедительные факты из истории

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz