Циркунов, И. Б. Краевед земли Кольской: социологический очерк / Циркунов И. Б. – Москва : Перо, 2021. - 129, [1] с. : ил., портр., факс.

59 гипотезу о том, что профессор И. Ушаков в последние годы своей деятельности занимался различными видами научной работы и, в том числе, и в рамках названной социологии. Исходя из нашего предположения, И. Ушаков фактически ис­ пользовал приёмы когнитивного анализа или его элементы, в его случае, применительно к историческим текстам, содержащихся в архивных документах и старинных книгах, например, в книге «Жемчюг», с её рукописными прописями и приписками. Во фло- ригории «Жемчюг», который брали с собой наши мореходы, иду­ щие на Грумант, для чтения сделаны соответствующие надписи в книге (Ушаков, 1998-1. С. 310-312; Ушаков, 2001-1. С. 72). Фактически Иван Фёдорович присоединился к тому эписте­ мологическому повороту в исторической науке, когда стали ста­ вить, задавать вопросы к источнику. В данном случае не столько к содержанию книги «Жемчюг», хотя и оно им было проанализи­ ровано, столько к тем записям, которые были оставлены в ней её старинными читателями. Таким образом, профессор предпринял попытку обозначить объектом своего исторического изучения ста­ ринную книгу, а предметом - не только содержание эТой книги, но и записи её владельцев и читателей, представляющие форму мыс- ледеятельности людей изучаемой эпохи. Иными словами, учёный пытается понять, что и как думали люди прошлых времён, а это является высшей целью истории - истории человека. Кроме этого, профессор И. Ушаков изучал старинные архитек­ турные объекты, например, церковь в селе Варзуге, в том числе и малые архитектурные формы, такие как, например, Кольский крест. В сферу его когнитивного анализа входило продуцирова­ ние смысла, понятного современному человеку из анализа исто­ рического текста, реальной формы исторического объекта или схемы того или иного объекта, как в случае с планом располо­ жения Кольской крепости, что предполагает понимание автором таких психических процессов, как память, воображение, чув­ ственное восприятие и т. п. Следовательно, в отношении твор­ чества И. Ф. Ушакова применимы не только известные обороты,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz