Циркунов, И. Б. Краевед земли Кольской: социологический очерк / Циркунов И. Б. – Москва : Перо, 2021. - 129, [1] с. : ил., портр., факс.

58 Этнометодология показывает, как взаимопонимание в социаль­ ном взаимодействии позволяет не «начинать с нуля» каждое взаи­ модействие. В этом смысле этнометодология имеет тесные связи с когнитивной социологией. Когнитивная социология стремится изучать человеческое по­ знание исключительно через объяснительный аппарат социоло­ гии, при этом естественнонаучный аппарат исследования счита­ ется настолько нечувствительным в вопросах изучения культуры и культурного анализа, т. к. основан на натуральной базе, очень грубой, поэтому не способен раскрыть тонкую и глубокую ткань социальной жизни. Иными словами, во главе угла когнитивной со­ циологии лежит когниция. Когниция - это и есть не что иное, как сам процесс познания или отражение сознанием человека окружа­ ющей действительности и преобразования этой информации в со­ знании человека. Российский лингвист Кубякова Е. С. так опреде­ ляет это понятие: «. ..cognition может, как любое отглагольное имя, называть как процесс достижения знаний - познание, - так и его результат - само знание. <.. .> Интересно, что глаголу tocognize Н. Хомский посвящает в сво­ ей книге о ментальных репрезентациях языка... несколько специ­ альных страниц, подчёркивая его отличие от термина toknow, этот последний глагол предполагает, по его мнению, сознательное вла­ дение сведениями о чём-то (знать, уметь), тогда как tocognize- подсознательное, имплицитное, зачастую даже не осознаваемое или не осознанное...» (Кубякова, 1994. С. 35). Однако нас интересует не классическое определение когнитив­ ной социологии, а взаимоотношения этого раздела социологии и краеведения, т. е. процессы познания и собственно сознание дру­ гих (исторических) людей, живших в другие периоды времени, исторически связанные с нами. Или, сказать по-другому, интерес­ но и то, чем они были заняты, но интересней то, как они думали, о чём думали, что понимали об окружающем их мире и обществе. Таким образом, мы устанавливаем определённые рамки (границы) исторической когнитивно-краеведческой социологии и выдвигаем

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz