Циркунов, И. Б. Краевед земли Кольской: социологический очерк / Циркунов И. Б. – Москва : Перо, 2021. - 129, [1] с. : ил., портр., факс.

57 щественное внимание уделяют ныне изучению повседневности, исторической психологии, междисциплинарным научным иссле­ дованиям), и общественным потребностям» (Шмидт, 2012. С. 687). Особое внимание следует остановить на этапе 20-х годов, ког­ да большой интерес вызывала история повседневности, локальная история и микроистория. Однако позже свои передовые позиции российское краеведение, в силу известных исторических событий, растеряло. Но мысль, однажды выраженная, может найти множе­ ственное материальное воплощение. Так и случилось с методами изучения локальной истории и истории повседневности. В США получает развитие этнометодология - направление в со­ циологии, которое занимается изучением обыденных норм, правил поведения, смыслов языка в рамках повседневного социального вза­ имодействия. Гарольд Гарфинкель (1917-2011), кстати, его родите­ ли были выходцами из России, предложил этнометод или обыден­ ный метод для осмысления действия и речи других людей. Очень важным здесь является слово-определитель «других», т. е. «других людей». А другие - они могут быть не только соседи или случай­ ные прохожие. Другие могут быть или даже есть люди из истории, исторические люди. Метод Гарфинкеля направлен на исследование рядовых повседневных ситуаций и предполагает высокий уровень вживания исследователя в них, использование им «здравого смыс­ ла» в качестве ресурса для интерпретации. Истоки этнометодологии можно найти в феноменологии и феноменологической социологии Альфреда Шюца (1899-1959), культурной и социальной антропо­ логии. Этот метод, этнометодология, несколько противостоит со­ циологии Э. Дюркгейма, социологии, где объективная реальность есть социальный факт. Этнометодология находится в оппозиции и к структурному функционализму Т. Парсонса, который был учите­ лем и наставником Г. Гарфинкеля. По теории Парсонса актор всегда исполняет нормы и ожидает их исполнения от других. У Гароль­ да Гарфинкеля в основе здравый смысл совершаемых действий, на основе которого понимаются социальные структуры. Это близко к «жизненному миру» Э. Гуссерля и А. Шюца.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz