Циркунов, И. Б. Краевед земли Кольской: социологический очерк / Циркунов И. Б. – Москва : Перо, 2021. - 129, [1] с. : ил., портр., факс.

118 промысловые и хозяйственные занятия жителей, финансовых инсти­ тутов, работавших в их среде, гражданской, военной, социальной, международной, религиозной и культурной деятельности. Иными словами, словарь профессора И. Ушакова во многом стал собранием культурных кодов Кольского Севера. Словотолковник Ивана Ушакова стал средоточием разнообразных знаковых систем, присущих доре­ волюционному обществу Кольского Севера. Таким образом, можно использовать семиотический анализ текста И. Ф. Ушакова, который будет нацелен на обнаружение общекультурных смыслов, культур­ ных кодов в истории Кольского края. Под семиотическим анализом будем понимать «.. .метод семиотического исследования. Суть его - в обнаружении общекультурных смыслов посредством создания языка описания «метаязыка» - универсального языка культуры или языка общечеловеческого понимания» (Никитина, 2019. С. 195). Общекультурные смыслы были обозначены в произведениях Ивана Фёдоровича Ушакова. К ним можно отнести исследование по древнейшему периоду истории, когда на Кольском полуострове поселился человек. Это освоение Кольской земли русскими людь­ ми через монастырскую колонизацию края, развитие поморских промыслов. Исследование совместного проживания русского и саамского народов, принятие христианства саамами, переход ими к оседлому образу жизни. Изучение масштабного процесса рас­ пространения православия и закрепления земель Кольского по­ луострова за Русским государством. Международные отношения и оборона исконных русских территорий. Научное изучение тер­ ритории Крайнего Севера и акватории арктических морей. Куль­ турное освоение пространства Кольского края. Оценка трудовых и классовых взаимоотношений в свете возрастания революционных настроений на Кольском Севере. Освоение и познание всех этих общекультурных смыслов и кодов стало возможным с разработкой метаязыка мурманского краеведения и культуры кольской стари­ ны. Задачей метаязыка мурманского краеведения являлось распоз­ нание и овладение языком культуры кольской старины, которая была и есть неотъемлемая часть общей русской культуры.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz