Циркунов, И. Б. Краевед земли Кольской: социологический очерк / Циркунов И. Б. – Москва : Перо, 2021. - 129, [1] с. : ил., портр., факс.

110 исполняет двоякую роль: сам Феодорит - сигнал узнавания, и он же знак, требующий понимания начала процесса распространения православия, а не просто крещения лопи. Так и крестование - это замыкающий сигнал, когда обмен нательными крестами позволя­ ет среди разноплеменных людей узнавать братьев-единоверцев и устанавливать почти братские отношения, влекущие за собой экономические отношения на основании доверия. Таким образом, можно сделать вывод о существовании в рамках единого текста профессора И. Ушакова ещё одного текста, посвящённого процес­ су распространения православия на Кольском полуострове. В этом тексте присутствуют и сигналы, и знаки, в нём есть и персонажи - Феодорит, Мавра; и события - основания монастырей, строитель­ ство храмов, например, и феномены - крестование. В этом еди­ ном тексте, как и в основном тексте Ушакова, присутствует единая идейно-духовная составляющая. Однако рассмотрим особенность текста И. Ушакова. На наш взгляд, особенность заключается в том, что только в первой своей функции тесты профессора являются сугубо исто­ рическими. Историзм текстов Ушакова никто не оспаривает. Есть ещё одна не менее значительная культурная функция текста Ивана Фёдоровича. В этой функции И. Ушаков объединяет времена пи­ шущего и читающего. При этом он делает сразу три связки. Уша­ ков как читатель архивного источника и он же исследователь-пи- сатель связывает время «написавшего источник» со своим време­ нем, «пишущего», а затем и с временами «читающих» его труды. Прочность этой связки времён определяется актуальностью по­ ставленных вопросов. Вопросов, которые ставит исследователь перед источником и автором этого источника. Вопросов, которые исследователь-писатель ставит перед собой. И вопросов, которые он, писатель, задаёт своей читательской аудитории. Этими вопро­ сами профессор И. Ушаков задаёт условия беседы, формирует сре­ ду диалога, что весьма соответствует диалектической методологии М. М. Бахтина. Только диалоговый режим может выявить эсте­ тическую ценность произведения и самого текста. М. Бахтин так

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz