Циркунов, И. Б. Краевед земли Кольской: социологический очерк / Циркунов И. Б. – Москва : Перо, 2021. - 129, [1] с. : ил., портр., факс.
110 исполняет двоякую роль: сам Феодорит - сигнал узнавания, и он же знак, требующий понимания начала процесса распространения православия, а не просто крещения лопи. Так и крестование - это замыкающий сигнал, когда обмен нательными крестами позволя ет среди разноплеменных людей узнавать братьев-единоверцев и устанавливать почти братские отношения, влекущие за собой экономические отношения на основании доверия. Таким образом, можно сделать вывод о существовании в рамках единого текста профессора И. Ушакова ещё одного текста, посвящённого процес су распространения православия на Кольском полуострове. В этом тексте присутствуют и сигналы, и знаки, в нём есть и персонажи - Феодорит, Мавра; и события - основания монастырей, строитель ство храмов, например, и феномены - крестование. В этом еди ном тексте, как и в основном тексте Ушакова, присутствует единая идейно-духовная составляющая. Однако рассмотрим особенность текста И. Ушакова. На наш взгляд, особенность заключается в том, что только в первой своей функции тесты профессора являются сугубо исто рическими. Историзм текстов Ушакова никто не оспаривает. Есть ещё одна не менее значительная культурная функция текста Ивана Фёдоровича. В этой функции И. Ушаков объединяет времена пи шущего и читающего. При этом он делает сразу три связки. Уша ков как читатель архивного источника и он же исследователь-пи- сатель связывает время «написавшего источник» со своим време нем, «пишущего», а затем и с временами «читающих» его труды. Прочность этой связки времён определяется актуальностью по ставленных вопросов. Вопросов, которые ставит исследователь перед источником и автором этого источника. Вопросов, которые исследователь-писатель ставит перед собой. И вопросов, которые он, писатель, задаёт своей читательской аудитории. Этими вопро сами профессор И. Ушаков задаёт условия беседы, формирует сре ду диалога, что весьма соответствует диалектической методологии М. М. Бахтина. Только диалоговый режим может выявить эсте тическую ценность произведения и самого текста. М. Бахтин так
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz