Циркунов, И. Б. Краевед земли Кольской: социологический очерк / Циркунов И. Б. – Москва : Перо, 2021. - 129, [1] с. : ил., портр., факс.

109 в честь боярыни Федосьи Прокофьевны Морозовой, рассказано о встречах с самим протопопом Аввакумом, об аресте Мавры, допро­ сах, пытках и её сожжении. В целом, этот жестокий, но красноре­ чивый эпизод, характеризует непростой процесс распространения христианства, православия на нашей земле. Внезапное событие для большинства представителей саамско­ го народа, принятие ими крещения, духовный подвиг со стороны русского крестителя, зафиксированный в опыте русской право­ славной культуры, имеет совершенно явные геополитические ос­ нования и идеологическую окраску борьбы с ересью лютеранства. Осмысление этих событий и феноменов можно рассматривать с точки зрения абдуктивного заключения, или «обратной» дедукции. В этом случае абдукция - это не логический вывод, а ход мысли в противоположном направлении, когда рассуждение идёт от след­ ствия к посылке. Возможно, абдукция не самый продуктивный ме­ тод мышления, но даже известные нам недостатки этого метода не принижают значение выводов, к которым можно прийти. Тем бо­ лее, что последующим исследователям ещё предстоит подвергнуть текст или тексты Ивана Ушакова герменевтическому анализу. При том, что будем иметь в виду под целью герменевтики процесс по­ нимания текста, т. е. понять текст, «...исходя из его интенции, по­ нять на основе того, что он хотел бы передать» (Никитина, 2019. С. 176). Однако мы, перед тем как остановить наше внимание на другой особенности текста И. Ушакова, обратимся к ещё одному нюансу, обозначенному учёным. «Абдуктивный принцип повседневного понимания можно на­ звать принципом недостаточного основания» (Никитина, 2019. С. 146). Согласимся с такой оценкой абдукции. Но даже это не­ достаточное основание выводит профессора И. Ушакова к опи­ санию, казалось бы, ничтожного явления, на которое он обратил внимание, - это феномен крестования (Ушаков, 2001-1. С. 117). Методологическое значение этого, казалось бы, с позиции совре­ менного человека, поверхностного явления заключается в том, что крестование стало в своё время явлением-сигналом. Как Феодорит

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz