Циркунов, И. Б. Краевед земли Кольской: социологический очерк / Циркунов И. Б. – Москва : Перо, 2021. - 129, [1] с. : ил., портр., факс.

108 С другой стороны, Ушаков-учёный решал главную свою задачу познания и понимания истории и её внятного объяснения и истол­ кования для созданной им аудитории читателей. Иван Фёдорович выполняет в культуре Мурманской области исключительную роль. Он создаёт помимо текста ещё и нарратив, который способствует пониманию былого мира. В этом нарративе преобразован поток сознания ранее живших людей в истории и историю, пусть даже и фрагментарную и представленную через точку зрения профессора И. Ушакова. Так через нарратив накопленные знания передаются из поколения в поколение, и профессор И. Ушаков в этой цепочке по передаче знаний стоит одним из первых. В созданном Ушако­ вым нарративе можно увидеть связи, которые соединяют историю Кольской земли с историей России и всего мира. Достижение такого взаимодействия местной истории и истории России возможно через установление фактических связей между реальными историческими фактами, в масштабах как края, так и всей России. Эти исторические факты имели место в жизни исто­ рических персонажей, которые действовали и были известны как во всероссийской истории, так и в истории нашего края, например, в деятельности Феодорита. Но, может быть, Феодорит - это только сигнал, - сигнал узнавания, по Бахтину? Для нас, для нашего пони­ мания истории Кольского края важен один из знаков, который боль­ ше, чем, например, крещение лопарей на Кольском полуострове. Это знак, который следует разглядеть и увидеть, как непросто и не­ однозначно шло распространение православия на Кольском полуо­ строве и среди саами, и среди русских. Обратите внимание на такой маленький в масштабе истории и трагический в масштабе отдель­ ной личности эпизод - сожжение несчастной женщины, непокор­ ной раскольницы Мавры на площади в Коле в 1684 г. (Ушаков, 2007. С. 25). Эмоционально и красочно это событие представлено в сооб­ щении, опубликованном в газете «Полярная правда» под названием «Духовная дочь Аввакума» (ПП, 03.02.1984). В этой статье описана практически вся доступная исследователю история Мавры Григо­ рьевой, её мужа Мартына Васильева, дочери Феодосии, названной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz