Циркунов, И. Б. Краевед земли Кольской: социологический очерк / Циркунов И. Б. – Москва : Перо, 2021. - 129, [1] с. : ил., портр., факс.

107 ческой картины Кольского мира (Ушаков, 2001-1). «Таким обра­ зом, когнитивная картина мира и языковая картина мира связаны между собой как первичное и вторичное, как ментальное явление и его вербальное овнешнение, как содержание сознания и средство доступа исследователя к этому содержанию» (Попова, Стернин, 2007. С. 39). Здесь мы ещё раз замыкаем нашу мысль на том, что, с одной стороны, вполне естественно владение И. Ушаковым историческим материалом, он же всё-таки был профессором истории; с другой стороны - работающая модель M-Читателя, созданной им читатель­ ской аудитории, для которой он и писал свои произведения и таким образом вёл диалог. Это, во-первых, приводило Ушакова-автора к успеху в глазах читателей, к маркетинговому успеху и спросу на его произведения, что немаловажно. Его стиль изложения, его точный и лаконичный язык и, в то же время, его сочное и просто объяснённое слово, буквально даже одно-единственное слово, даже саамское, де­ лали его востребованным писателем-исследователем. Это внешнее проявление и умение владеть словом и языком очень хорошо объяс­ нил М. М. Бахтин. «Язык освещает внутреннюю личность и её со­ знание, создаёт их, дифференцирует, углубляет, а не наоборот. Лич­ ность сама становится в языке, правда, не столько в абстрактных формах его, сколько в идеологических темах языка. Личность, с точ­ ки зрения своего внутреннего субъективного содержания, есть тема языка, и эта тема развивается и варьируется в русле более устойчи­ вых языковых конструкций. Следовательно, несловоявляетсявы­ ражениемвнутреннейличности, авнутренняяличностьестьвы­ раженноеилизагнанноевовнутрьслово. Слово же есть выражение социального общения, социального взаимодействия материальных личностей, производителей. И условия этого сплошь материального общения определяют и обусловливают, какое тематическое и кон­ структивное определение получит внутренняя личность в данную эпоху и в данной среде, как она будет осознавать себя, насколько бу­ дет богато и уверенно это самосознание, как она будет мотивировать и оценивать свои поступки» (Бахтин, 2010. С. 137).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz