Циркунов, И. Б. Краевед земли Кольской: социологический очерк / Циркунов И. Б. – Москва : Перо, 2021. - 129, [1] с. : ил., портр., факс.

100 Видимо, В. Шкловскому удалось первым определить суть остранения, охарактеризовать цель образа. Развить эти мысли смог Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975), выдающийся филолог, культуролог и философ современности. «Процесс понимания ни в коем случае нельзя путать с процессом узнавания. Они - глубоко различны. Понимается только знак, узнаётся же - сигнал. Сигнал - внутренне неподвижная, единичная вещь, которая на самом деле ничего не замещает, ничего не отражает и не преломляет, а просто является техническим средством указания на тот или иной пред­ мет (определённый и неподвижный) или на то или иное действие (также определённое и неподвижное!). Сигнал ни в коем случае не относится к области идеологического, сигнал относится к миру технических вещей, к орудиям производства в широком смысле слова. Ещё дальше от идеологии отстоят те сигналы, с которыми имеет дело рефлексология» (Бахтин, 2010. С. 62). Однако, мы оста­ новимся и не будем исследовать эту бесценную мысль М. Бахтина, чтобы не отвлекаться от нашего анализа творчества И. Ф. Ушакова. Приём остранения у профессора И. Ушакова хорошо виден на примере повествования о Феодорите - крестителе лопарей (Уша­ ков, 1998-1. С. 211-214). Эта статья «1. Феодорит» из декалога «Славные имена (приезжие деятели)» только по названию и одной из линий рассказа о самом религиозном деятеле. Кроме этого, в ней приводится историографический аспект основного источника, содержащий биографические сведения о Феодорите, анализирует­ ся геополитическая обстановка на севере России до установления государственной границы, но с позиций религиоведения, описы­ вается социально-политическая ситуация в саамском обществе. В заключение статьи автор не делает чёткого вывода о главном деле Феодорита - крещении им лопарей. Профессор, наоборот, пишет о том, что «...лопари ...изъявили желание креститься в «русскую веру»...»; «лопари приняли крещение» (Ушаков, 1998-1. С. 213). Только в самом конце этой небольшой статьи Иван Фёдорович пи­ шет о том, что Фёодорит «...зимой, на оленях, «посещающе детей своих духовных» - крещённых им лопарей...» (Ушаков, 1998-1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz