Циркунов, И. Б. Краевед земли Кольской: социологический очерк / Циркунов И. Б. – Москва : Перо, 2021. - 129, [1] с. : ил., портр., факс.
99 патетическое и в русле увиденного собственным внутренним зре нием» (Миланов, 2001. С. 63). Попытка сравнить отдельные фрагменты творчества учёного с поэзией заслуживает внимания. Если мы разделяем такой подход А. Миланова к творчеству И. Ушакова, то можем говорить о том, что некоторые его произведения несли в себе порождающие сю жеты. Если это так, то у профессора И. Ушакова в его произведе ниях присутствовал платоновский эйдос, или идейно-чувственное начало. Некоторые произведения Ушакова вполне справлялись с задачей проявить и показать «идею» явления, события или опреде лённого объекта его исследования и одновременно с этим создать конкретно-чувственный образ. На наш взгляд, это свойственно его произведениям. Мы не будем перечислять для примера несколь ко произведений, просто перечитайте хотя бы одно - «Строитель Воскресенского собора» (Ушаков, 1998-1. С. 350-352). В этом же сравнении поэта А. Миланова просматриваются чер ты, которые Виктор Борисович Шкловский (1893-1984), известный русский и советский писатель, литературовед и критик, обозначил как «приём остранения». Смысл остранения В. Шкловский опре делял следующим образом: «... дать ощущение вещи как видение, а не как узнавание <...> не называть вещь её именем, а описывать её как первый раз виденную, а случай - как в первый раз проис шедший, причём... употребляет в описании вещи не те названия её частей, которые приняты, а называет их так, как соответственные части в других вещах» (Шкловский, 2019. С. 256-257). Важным моментом остранения является способность отказаться от узнава ния вещи, которую воспринимали несколько раз и потом начинают её узнавать, а узнавая, не видят вещи. Далее В. Шкловский пояс нял, что «...остранение есть почти везде, где есть образ. <...> образ не есть постоянное подлежащее при изменяющихся сказуемых. Целью образа является не приближение значения его к нашему пониманию, а создание особого восприятия предмета, создание “видения”его, а не “узнавания”» (Шкловский, 2019. С. 262).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz