Циркунов, И. Б. Арктическая доктрина России // IV Ушаковские чтения, [Мурманск, 1-3 марта 2007 г.] / Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2007. - С. 100-103.

вого развития районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»1. По сравнению с законом 1996 г., это постановление тонет в расплывчатой фор­ мулировке «... и приравненных к ним местностей». В июне 2001 г. правительст­ во одобрило проект Основ государственной политики РФ в Арктике, но даль­ ше дела пока не идут. До настоящего времени Государственная Дума так и не смогла принять Федеральный Закон «Об Арктике», «О Северном морском пути». В июле 2001 г. Президент РФ В.В. Путин подписал документ, имеющий большое значение - «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г.»2. Следует подробно остановиться на этом документе. В нем морская деятельность России определена как область изучения, освоения и использо­ вания Мирового океана в интересах безопасности, устойчивого экономического и социального развития государства3. Для нашего исследования интерес пред­ ставляет раздел, в котором отражено «Арктическое региональное направле­ ние». Следует сразу же оговориться, что этот раздел не представляет собой достаточно самостоятельное региональное направление. Несамостоятельный характер интересного нам направления определен в самом документе: «На­ циональная морская политика на Атлантическом региональном направлении существенно дополняется национальной морской политикой на Арктическом региональном направлении»4. Возможно, это просто фигура речи, но вот как это направление формулируется в определении национальной морской поли­ тики на Арктическом региональном направлении: «... определяется особой важностью обеспечения свободного выхода российского флота в Атланти­ ку,..»5. Правда, в этом определении указывается на исключительность эконо­ мической зоны и континентального шельфа России, решающую роль Северно­ го флота и возрастающее значение Северного морского пути, но это больше походит на обязательную часть декларации о российском присутствии в Арк­ тике. Кроме этого, в Морской доктрине провозглашены 10 долгосрочных за­ дач, которые не вызывают сомнения своей актуальностью и важностью. Таким образом, анализ этого раздела Морской доктрины показывает, что как часть документа она вполне отвечает его Требованиям, а как раздел, раскрывающий самостоятельную политику нашего государства, явно недостаточна. Напраши­ вается один вывод: необходимо сформулировать самостоятельную Арктиче­ скую доктрину России. Последние 10-15 лет наши старые арктические соседи, в особенности Норвегия и США, а также страны, которые считают, что у них тоже есть опре­ деленные интересы в Арктике - Германия и Япония, например, не только де­ монстрируют интерес к теоретическим историко-правовым вопросам государ­ ственного размежевания в Арктике, но и проявляют известную практическую ' Арктика: интересы России и международные условия их реализации / Барсегов Ю.Г., Кор- зун В.А., Могилевкин И.М. и др. - М , 2002. - С. 4-5. 2 http://www.oceaninfo.ruy *- Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г. 3Там же. \ Там же. 5Там же. 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz