Циркунов, И. Б. Забытые открытия НИСа "Н. Книпович" // II Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2005 г.] / Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2005. – С. 167-173. (1637047 - ХР )

падных берегов Шпицбергена. 17 июня 1939 года судно «Н. Книпович» с капитаном П.А. Полисадовым и руководителем экспедиции Юлием Юлиевичем Марти вышло в море на поиск «полярного залома». Курс на остров Медвежий был выбран неслучайно. Не первый год шел поиск крупной сельди у побережья, но все попытки были тщетньь Этот рейс «Н. Книповича» был необходим для проверки одной научной гипотезы. Еще со времен Мурманской научно-промы словой экспедиции (1898-1908), в которой непосредственно участвовал профессор Н.М. Кни­ пович, было известно, что на Мурмане время от времени появляются значительные скопления сельди, но глубоко этот вопрос не был прора­ ботан. В свое время экспедиции, проводимые на «Персее», определили места нереста мурманской сельди, в том числе были открыты ранее не­ известные места нерестилищ у северо-западного побережья Норвегии. К концу 30-х годов о мурманской сельди было известно почти все. Уче­ ным предстояло еще выяснить, где обитают уже отнерестившиеся, круп­ ные особи сельди. К этому времени была сформулирована гипотеза о том, что миграция отнерестившейся и крупной сельди связана не с Нор­ дкапским, а со Шпицбергенским теплым течением. Это означало, что в летние месяцы сельдь должна находиться в районе Медвеженско-Шпиц- бергенской отмели. Косвенно это положение подтверждалось находка­ ми в желудках трески крупной, толстоспинной сельди размером до 32 сантиметров, тогда как обычная сельдь не превышала 18 сантимет­ ров в длину. Необходимо было отыскать промысловые скопления сель­ ди, апробировать крупноячейные сети и сам способ активного лова сель­ ди в открытом море. Все эти задачи с успехом решила экспедиция «Н. Книповича». Первые тонны «полярного залома», привезенные «Н. Книповичем» в Мурманск, поистине стали триумфом самоот­ верженного труда рыбаков и ученых Северного бассейна. Этим рейсом «Н. Книпович» продемонстрировал перспективность добычи морепро­ дуктов в высоких широтах Баренцева моря, сделал первые шаги к раз­ витию океанического промысла. Успех «Н. Книповича» развил поиско­ вый комбайн «Авангард» под руководством капитана С.Е. Едемского. Он вернулся в Мурманск с уловом 25 тонн сельди. Таким был 1939 год в истории экспедиционного судна «Н. Книпович». Научному изучению феномена северных морей —сельди Ю.Ю. Марти посвятил свои многолетние исследования. Признание научных заслуг ученого пришло в послевоенные годы, в 1948 г. Ю. Марти стал лауреа­ том Сталинской премии III степени, в том числе и за изучение нового района сельдяного промысла. После войны был создан специализиро­ ванный добывающий сельдяной флот... А в те суровые годы, когда еще совершались большие и малые географические открытия, район обита­ ния «полярного залома», открытый с борта «Н. Книпович», не был осво­ ен как самостоятельная промысловая зона - помешала война. 173

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz