Циркунов, И. Б. Забытые открытия НИСа "Н. Книпович" // II Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2005 г.] / Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2005. – С. 167-173. (1637047 - ХР )
нарушителей «высшей мерой социальной защиты» или не менее, чем 10-летним сроком. Но будет несправедливо обойти молчанием муже ство наших рыбаков, научный талант исследователей морей, тот трудо вой героизм, который каждый день проявляли советские люди. Существенным требованием промысла стал активный лов сельди в открытом море. Для этого необходима была разведка новых мест скоп ления сельди промысловой концентрации. «Удельный вес рыбы, добы той в новых районах, в общем улове тралового флота увеличивался из года в год. В 1936 г. он составлял 3%, в 1937 г. - 12%, в 1939 г. -уж е 28%. В 1939 г. почти четвертая часть всей выловленной мурманскими судами рыбы приходилась на район, незадолго до этого открытый капитаном И.Н. Демидовым. Ценность Демидовской банки заключалась в том, что там ловилось много окуня»1. Теперь предстояло найти промысловые скопления сельди в открытом море. Научно-исследовательские суда, а в их числе и экспедиционное суд но «Н. Книпович», вели поиск этой породы рыбы. Исследовательские работы по традиции промысла сельди преимущественно велись в при брежной зоне. С марта 1939 года «Н. Книпович» вел ледовую разведку в Чешской губе. Его целью было установление времени начала промысла сельди в этом районе. 30 апреля судно вмерзло в ледяное поле, потеряв возможность маневрировать, начало дрейфовать по губе. Дрейф судна продолжался 34 дня, тогда как запас топлива, воды и провианта на «Н. Книповиче» рассчитан максимум на 21 день. За все время ледового плена экипаж судна проявил выдержку и самообладание, мужественно ведя борьбу за живучесть судна в условиях дрейфа и торошения льдов. Но мало того, все время дрейфа по слабо изученной Чешской губе капи тан судна Петр Андреевич Полисадов, отменный судоводитель и пре красный полярный гидрограф, проводил гидрометеорологические ис следования. По всему маршруту дрейфа «Н. Книпович» П.А. Полисадов проводил промер глубин Чешской губы. В результате этих работ была об наружена ранее неизвестная банка, которую капитан «Н. Книповича» по праву первооткрывателя назвал «банка “Книпович”» в честь судна, с бор та которого было произведено географическое открытие. Но случилось так, что банка в Чешской губе, открытая в 1939 г., нанесена на карты, но как безымянная. Географическое открытие состоялось, нам же следует подумать о восстановлении исторической справедливости и вернуть на звание, данное первооткрывателем, безымянной банке в Чешской губе. Название не осталось на карте, затерялось в будничной суете по од ной простой причине —некогда было капитану Полисадову оформлять свое открытие. Всего 10 дней простоял «Н. Книпович» у стенки мур манского причала. За эти 10 дней судно было полностью подготовлено к очередной разведке и поиску сельди в районе острова Медвежий и за 1Киселёв А.А. Родное Заполярье. - Мурманск, 1974. - С. 300 172
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz