Циркунов, И. Б. Забытые открытия НИСа "Н. Книпович" // II Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2005 г.] / Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2005. – С. 167-173. (1637047 - ХР )

нарушителей «высшей мерой социальной защиты» или не менее, чем 10-летним сроком. Но будет несправедливо обойти молчанием муже­ ство наших рыбаков, научный талант исследователей морей, тот трудо­ вой героизм, который каждый день проявляли советские люди. Существенным требованием промысла стал активный лов сельди в открытом море. Для этого необходима была разведка новых мест скоп­ ления сельди промысловой концентрации. «Удельный вес рыбы, добы­ той в новых районах, в общем улове тралового флота увеличивался из года в год. В 1936 г. он составлял 3%, в 1937 г. - 12%, в 1939 г. -уж е 28%. В 1939 г. почти четвертая часть всей выловленной мурманскими судами рыбы приходилась на район, незадолго до этого открытый капитаном И.Н. Демидовым. Ценность Демидовской банки заключалась в том, что там ловилось много окуня»1. Теперь предстояло найти промысловые скопления сельди в открытом море. Научно-исследовательские суда, а в их числе и экспедиционное суд­ но «Н. Книпович», вели поиск этой породы рыбы. Исследовательские работы по традиции промысла сельди преимущественно велись в при­ брежной зоне. С марта 1939 года «Н. Книпович» вел ледовую разведку в Чешской губе. Его целью было установление времени начала промысла сельди в этом районе. 30 апреля судно вмерзло в ледяное поле, потеряв возможность маневрировать, начало дрейфовать по губе. Дрейф судна продолжался 34 дня, тогда как запас топлива, воды и провианта на «Н. Книповиче» рассчитан максимум на 21 день. За все время ледового плена экипаж судна проявил выдержку и самообладание, мужественно ведя борьбу за живучесть судна в условиях дрейфа и торошения льдов. Но мало того, все время дрейфа по слабо изученной Чешской губе капи­ тан судна Петр Андреевич Полисадов, отменный судоводитель и пре­ красный полярный гидрограф, проводил гидрометеорологические ис­ следования. По всему маршруту дрейфа «Н. Книпович» П.А. Полисадов проводил промер глубин Чешской губы. В результате этих работ была об­ наружена ранее неизвестная банка, которую капитан «Н. Книповича» по праву первооткрывателя назвал «банка “Книпович”» в честь судна, с бор­ та которого было произведено географическое открытие. Но случилось так, что банка в Чешской губе, открытая в 1939 г., нанесена на карты, но как безымянная. Географическое открытие состоялось, нам же следует подумать о восстановлении исторической справедливости и вернуть на­ звание, данное первооткрывателем, безымянной банке в Чешской губе. Название не осталось на карте, затерялось в будничной суете по од­ ной простой причине —некогда было капитану Полисадову оформлять свое открытие. Всего 10 дней простоял «Н. Книпович» у стенки мур­ манского причала. За эти 10 дней судно было полностью подготовлено к очередной разведке и поиску сельди в районе острова Медвежий и за­ 1Киселёв А.А. Родное Заполярье. - Мурманск, 1974. - С. 300 172

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz