Циркунов, И. Б. Города нового качества = Towns of new quality : урбанизация и качество жизни горожан Кольского Севера / И. Б. Циркунов ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем. – Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2008. - 153 с.: ил., карты.

ВВЕДЕНИЕ Жизнь человека в современном обществе становится всё динамичней. Наука не всегда справляется с задачей качественного прогнозирования ближайшего будущего и тем более отдалённой перспективы. Но даже хороший анализ произошедших событий может быть полезен как с точки зрения теории, так и с практической точки зрения. Тем более, если такой анализ будет затрагивать экономические и общекультурные явления. Жизнь человека многогранна, но не всякий вид деятельности и его результат становится достоянием культуры. История знает немало примеров того, как события, например, в музыкальной жизни или архитектурные объекты становились общепризнанными феноменами культуры. Но если окинуть мысленным взором историю культуры и историю человечества, то трудно будет поспорить с тем, что в основе многих так называемых культурных феноменов лежит разнообразная экономическая деятельность человека. Выдающимся результатом социально-экономической деятельности человека, на наш взгляд, являются города, которые давно стали культурным достоянием в истории стран и народов. Город представляет собой очень сложный культурный феномен бинарного свойства, который, с одной стороны, сам является частью культуры, а с другой, является основной материальной частью сферы, в которой существует и развивается культура или, точнее, субкультура. На наш взгляд, такое бинарное свойство города не противоречит принципу дополнительности, впервые сформулированному Нильсом Бором. Два этих противоречивых условия, как две теоретические схемы, во многом описывают и объясняют развитие городов. Культура - свойство общества в целом (Сусоколов, 2006. С. 18). Любая группа, входящая в общество и конкретно проживающая компактно в пределах города, обладает лишь частью культуры. Поэтому культуру отдельной социальной группы следует называть субкультурой, а культуру этой же группы, проживающей компактно в пределах города, будем называть субкультурой этого города. Рассматривая город и городское хозяйство как достаточно самостоятельный элемент экономической и в целом культурной жизни региона и/или страны в целом, можно ставить вопрос о существовании (формулировании, разработке, трансформации и т. д.) миссии города. Подобная постановка вопроса в рамках функционирования отдельно взятого предприятия вполне приемлема, следовательно, можно говорить и о миссии города. По мнению специалистов теории управления, миссия предприятия может представлять собой решение собственников о его предназначении, о смысле существования, который определяется в сферах и направлениях деятельности, производимых товарах и услугах, рынках сбыта (Никитин, 2003. С.90). Для города и городского хозяйства можно подобным образом сформулировать понятие миссии. С нашей точки зрения город - это идеальное место, где происходят разнообразные и многоуровневые обменные операции, что так характерно для рынка и рыночных отношений. Рыночные отношения, в свою очередь, предполагают множественное взаимодействие социальных институтов, которые можно рассматривать как организованную систему связей и социальных норм, которые объединяют значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества, как

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz