Циркунов, И. Б. Города нового качества = Towns of new quality : урбанизация и качество жизни горожан Кольского Севера / И. Б. Циркунов ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем. – Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2008. - 153 с.: ил., карты.
поселениями. Во-вторых, это наличие и использование современного энергетического ресурса, который находится или в непосредственной близости от этого урбанизированного образования или недалеко от него. Следующий этап в истории освоения Кольского полуострова тоже носил колонизационный характер. Короткий период экстренного создания военно- морской базы на Крайнем Севере дал свой положительный результат. Очень быстро на берегах Кольского залива были заложены города - Александровск и Романов-на-Мурмане. Была проложена железнодорожная ветка, которая и дала толчок последующего колонизационного периода освоения Мурмана уже в XX веке. Этот колонизационный период имел даже своё название, правда, не значительный период времени. По идеологическим причинам от названия отказались, но факт остаётся фактом. Метод освоения территорий Крайнего Севера назывался «канализация». Пояснение давалось следующее: «... «канадизация» сводится к применению в других странах методов постройки и эксплоатации канадских колонизационных железных дорог. Основная же сущность этого понятия состоит в том, что перевозочные операции не являются преобладающим элементом экономической политики дороги, а наоборот, выдвигаются в этой политике на первый план такие задачи, как привлечение колонистов, улучшение условий их работы, эксплоатация прилегающих к дороге природных богатств, создание земледельческих баз в пустынных до того времени районах и проч., причём все эти задачи выполняются не посторонними экономическими органами, а самой же дорогой и под ея руководством. Таким образом, «канадизированная» железная дорога представляет из себя многообразное промышленно-транспортное предприятие колонизационно пионерного типа...» (ГАМО. Инв. № 1130.). Экономическая модель освоения необжитых территорий, особенно северных территорий, будь то Северная Америка, будь то евразийский Север, предельно ясна. В условиях строительства индустриального общества эта экономическая модель неоднократно подтверждала свою жизнеспособность и практичность. Причём можно смело утверждать, что идея «канадизации» доказала свою практическую значимость как в капиталистической системе хозяйствования, так и в социалистической. Всеобщая система хозяйствования в обществе, его технико-технологическая составляющая, имеется в виду машинное производство и всеобщий переход магистрального транспорта на систему парового движителя и движителя внутреннего сгорания для других видов транспорта, свидетельствовали о следующей особенности. Основным топливом для магистрального транспорта был уголь, а в случае его отсутствия можно было воспользоваться дровами. В случае освоения территорий Крайнего Севера лес был одним из основных богатств. Благодаря своему многофункциональному значению лес применяется в строительстве, как гражданском, так и в промышленном, а также и в виде топлива, как для бытовых целей, так и основное топливное сырьё для транспортных средств с паровым движителем. Эти многофункциональные характеристики леса позволяли человечеству осваивать Север. Но транспорт, его развитие в крайних северных территориях, сам по себе не интересен, если не обеспечена транспортировка различных видов сырья с Севера на Юг и генеральных грузов на Север. В этой 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz