Циркунов, И. Б. Города нового качества = Towns of new quality : урбанизация и качество жизни горожан Кольского Севера / И. Б. Циркунов ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем. – Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2008. - 153 с.: ил., карты.

не может повредить ни богу, ни наблюдателю. Незнание бога, как нам кажется, имеет как позитивную, так и негативную окраску, которая выражается в том, что само незнание не вредит богу, но возможно, как и всякое другое незнание, может стать помехой наблюдателю. Насколько это незнание хорошо, удобно и продуктивно для наблюдателя решать самому наблюдателю, и нам известна масса примеров, когда подобное незнание не мешало исследователю, но удерживало его в известных границах и на определённом уровне своего научного знания и научного развития. Исследователь, может быть, сравним с оглашенным, обременённым знанием, приближенный к истине. При этом совершенно безразлично для самого знания и истины, верит ли этот исследователь в познанное или истину, к которой он приблизился. Оценка божественной составляющей для Декарта и Ньютона решалась в увязке с понятиями пространства и времени. Для Ньютона бог непознаваем, а пространство и время - бесконечно. Ньютон не услышал или не захотел услышать Декарта. Картезианское представление бога как раз объяснимо понятием «бесконечности», а новое, не древнегреческое понимание пространства коррелирует с понятием «неопределённость». «Декарт ... утверждал, что пространство - или, точнее, мир - является только неопределённым (indefini), в отличие от бога, единственно которого он рассматривал как бесконечного (infini)...» (Койре, 1985. С.225). Декарт писал: «... относительно вещей, для которых, в известном смысле, не видим пределов, границ, не станем утверждать, что эти вещи бесконечны, но лишь будем считать их неопределёнными. Так, не будучи в состоянии вообразить столь обширного протяжения, чтобы в то же время не мыслить возможности ещё большего, мы скажем, что размеры возможных вещей неопределенны» (там же, С.260). По Декарту бесконечность сродни бытию, но не может быть отождествлено с пространством. Ньютон стал в оппозицию Декарту. Для Ньютона пространство - это не то же самое, что и тело. Бесконечность это не синоним совершенства. Ньютон предлагает свою систему доказательства бесконечности пространства. Рассматривая треугольник, увеличиваем один из углов основания. Вершина его будет непрерывно удаляться от основания до тех пор, пока стороны треугольника не станут параллельными, а расстояние до этой вершины, или точки пересечения сторон, окажется столь большим, что будет превосходить любое даже известное или заданное значение. Ньютон, утверждая позитивный характер бесконечности, писал: «Если ... кто-нибудь говорит, что мы представляем себе бесконечность лишь посредством отрицания пределов чего- то конечного и что это - отрицательное, т.е. не имеющее значения, понятие, то я это отрицаю. Совсем наоборот: это понятие предела содержит в себе отрицание и тем самым «бесконечность», так как оно, будучи отрицанием некоторого отрицания (т.е. конечного), будет словом, которое, одновременно принимая во внимание его собственный смысл и наше понимание, будет весьма позитивным, даже если грамматически оно кажется негативным» (там же, С.226). Здесь, в этом рассуждении Ньютона, картезианский «метод» взял верх, но привёл сэра Исаака Ньютона к выводу о «присутствии» бога в мире, связи протяжённости и разума, бесконечности пространства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz