Циркунов, И. Б. Города нового качества = Towns of new quality : урбанизация и качество жизни горожан Кольского Севера / И. Б. Циркунов ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем. – Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2008. - 153 с.: ил., карты.
Новый импульс, который приводит к некоторым подвижкам в вопросах развития и освоения Арктики, дало выступление Президента РФ В. В. Путина на Совещании по проблемам развития Северного морского пути и экономического освоения Арктики в Мурманске в апреле 2000 года. В октябре того же года Государственная дума РФ приняла постановление “Об обеспечении устойчивого развития районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей” (там же, С.4-5). В сравнении с законом 1996 года это постановление ближе к проблеме развития и освоения Арктики, но тонет в расплывчатой формулировке «... и приравненных к ним местностей». В июне 2001 года правительство одобрило проект Основ государственной политики РФ в Арктике, но дальше дела пока не идут. До настоящего времени Государственная дума так и не смогла принять Федеральный Закон «Об Арктической зоне Российской Федерации», «О Северном морском пути». В июле 2001 года Президент РФ В. В. Путин подписал документ, имеющий большое значение - «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года» (Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года). Следует подробно остановиться на этом документе. В нём морская деятельность России определена как область изучения, освоения и использования Мирового океана в интересах безопасности, устойчивого экономического и социального развития государства (там же). Для нашего исследования интерес представляет раздел, в котором отражено «Арктическое региональное направление». Следует сразу же оговориться, что этот раздел не представляет собой достаточно самостоятельное региональное направление. Несамостоятельный характер интересного нам направления определён в самом документе: «национальная морская политика на Атлантическом региональном направлении существенно дополняется национальной морской политикой на Арктическом региональном направлении» (там же). Возможно, это просто фигура речи, но вот как это направление формулируется в определении национальной морской политики на Арктическом региональном направлении: «... определяется особой важностью обеспечения свободного выхода российского флота в Атлантику...» (там же). Правда, в этом определении указывается на исключительность экономической зоны и континентального шельфа России, решающую роль Северного флота и возрастающее значение Северного морского пути, но это больше походит на обязательную часть декларации о российском присутствии в Арктике. Кроме этого в Морской доктрине провозглашены десять долгосрочных задач, которые не вызывают сомнения своей актуальностью и важностью. Таким образом, анализ этого раздела Морской доктрины показывает, что как часть документа она вполне отвечает его требованиям, а как раздел, раскрывающий самостоятельную политику нашего государства, явно недостаточна. Напрашивается один вывод - необходимо сформулировать самостоятельную Арктическую доктрину России. Последние десять-пятнадцать лет наши старые арктические соседи, в особенности Норвегия и США, да и Канада (Кессель, 2005.), а также страны, которые считают, что у них тоже есть определённые интересы в Арктике - Германия и Япония, например, демонстрируют не только интерес к теоретическим историко-правовым вопросам государственного размежевания в Арктике. Они проявляют известную практическую активность, организовывая разнообразные исследовательские экспедиции (Неелов, Чернова, 2005. С. 130).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz