Циркунов, И. Б. Города нового качества = Towns of new quality : урбанизация и качество жизни горожан Кольского Севера / И. Б. Циркунов ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем. – Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2008. - 153 с.: ил., карты.
книжного рынка, с преобладанием библиоцентрической модели развития и непроработанными до логического завершения федеральными и местными законами, представляется в виде библио-резервата. Библио-резерват - это, прежде всего, концептуальное построение взаимодействия участников книжного рынка, где центральное место отводится библиотеке как центру книгохранения, книгосопровождения и методическому центру по работе с читателем. Важным элементом такого библио-резервата был бы закон, местный или федеральный, а за неимением такого - соглашение о сотрудничестве с заинтересованными участниками рынка. В основном, этот документ должен определять статус центральной библиотеки, регулировать отношения центральной библиотеки со своей библиотечной системой, а также описывать основные принципы взаимодействия библиотечной системы с другими участниками книжного рынка. Таким образом, четко очерчены три основные зоны деятельности библио-резервата. Во-первых, ядро, которое представляет собой саму библиотеку. Во-вторых, зона активного контакта, которая замыкается рамками библиотечной системы. В-третьих, зона перспективного развития, которая должна охватывать максимальное число участников книжного рынка. Как видно, предложенная модель библио-резервата далека от библиотафии и предусматривает особенности адаптации библиотек к рыночным условиям. В заключение следует отметить, что лучше всего придерживаться известного принципа - думать глобально, а действовать локально. Нам неизвестно, будет ли когда-нибудь реализован проект библио-резервата, но даже в условиях неопределенности вполне возможно использование методов паблик рилейшнз. Эти методы отнюдь не противоречат маркетинговому принципу взаимодействия участников книжного рынка. Одним из вариантов реализации маркетингового принципа взаимодействия библиотеки и издательства может послужить схема Гриневея. Эта схема была предложена и реализована на практике Эмерсоном Гриневеем, директором публичной библиотеки в Филадельфии (Книжный маркетинг, 1996. С.264). Согласно этой схеме библиотечная система могла получить в своё распоряжение книгу по сниженной цене для принятия решения о покупке необходимого количества экземпляров. В наших условиях можно было бы использовать несправедливый для издательства закон «Об обязательном экземпляре» с тем, чтобы библиотечная система или мотивированно отказала издателю, или заказала бы у него необходимое количество книг для своей системы. Таким образом, могла бы достигаться цель не только поддержания высокого качества издаваемой литературы, но и способствовать повышению качества жизни горожанина в целом. А такой подход подтверждает провидческое высказывание великого европейского гуманиста Эразма Роттердамского: «Моя родина там, где моя библиотека». 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz