Циркунов, И. Б. Города нового качества = Towns of new quality : урбанизация и качество жизни горожан Кольского Севера / И. Б. Циркунов ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем. – Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2008. - 153 с.: ил., карты.
Пожалуй, ни одна из книготорговых фирм не имеет сколько-нибудь развитой книготорговой сети книжных магазинов. Лишь акционерное общество «Мурманское агентство по распространению печатных изданий» обладает достаточно широкой сетью торговых точек по городу Мурманску и области. Однако это предприятие в меньшей степени занимается распространением книжной продукции, его профиль — газетная и журнальная продукция, сопутствующие товары. Другие книготорговые организации, как правило, представляют собой собственно книжный магазин. Субъекты книжного рынка Мурманской области, являющиеся представителями частного капитала, не обладают сколько-нибудь сильной позицией. Подводя итог анализу взаимодействия на книжном рынке Мурманской области, необходимо отметить следующее. Во-первых, государственные органы власти не берут на себя роль разработчика политики развития книжного рынка и книгоиздательского процесса в Мурманской области. Не предпринимаются попытки создания координационного центра по типу бибколлектора. До настоящего момента можно констатировать бездействие органов государственной власти по некоторым важным вопросам книгоиздания и книгораспространения. Во-вторых, взаимодействие крупных государственных предприятий можно охарактеризовать как перетягивание каната, т. е. борьбу за получение государственного заказа на издание книг и книжной продукции. В- третьих, частные издательства, типографии и книготоргующие фирмы находятся в состоянии конкуренции, что вполне естественно и прогнозируемо и пока что не сказывается позитивно на качестве издаваемых книг. Наиболее конструктивно ведут себя на книжном рынке, на наш взгляд, библиотечные системы, такие, как областная научная библиотека и областная детско-юношеская. Эти библиотечные системы находятся в постоянном поиске партнёров и новых форм сотрудничества. Анализируя состояние книжного рынка с точки зрения методологии, можно сделать вывод, что в настоящее время происходит замещение одной модели другой. Эти две модели существуют давно и, как правило, совместно, являясь попеременно то ведущей, то ведомой, в зависимости от уровня развития цивилизации в стране. До начала 90-х годов, по крайней мере, на территории Мурманской области, ведущей моделью была ридероцентрическая, т.е. центральное место занимал читатель, и вся система производства и распространения книг была построена под читателя. Тиражи книг в десятки, а то и в сотни тысяч экземпляров, не были редкостью для Мурманского книжного издательства. Отлажено функционировала система книгораспространения, заказа книг, межбиблиотечного абонемента. Дело доходило до абсурда, когда писателю заказывали написать книгу, а написанную от души не пропускал обллит. Читатель был в центре - книги были доступны по цене, поэтому был книжный дефицит, вкусы читателя изучали, о читательских вкусах заботились, проводились исследования читательских интересов, процесса чтения, за читателем наблюдали в прямом и переносном смысле. При этом существовала и действовала другая - библиоцентрическая модель. Модель, где центральное место занимает сама книга. В те годы чаще всего это была редкая книга, антикварная, букинистическая, специальная и пр. 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz