Циркунов, И. Б. Города нового качества = Towns of new quality : урбанизация и качество жизни горожан Кольского Севера / И. Б. Циркунов ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем. – Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2008. - 153 с.: ил., карты.
структуре и степени организованности. Кроме систем государственных библиотек существует не столь мощная система ведомственных библиотек, как правило, принадлежащая частному капиталу. Кстати, одна из крупнейших ведомственных библиотек для плавсостава, принадлежащая ОАО «Севрыба», в феврале 2001 года ликвидирована по причине отсутствия финансирования (Циркунов, 2001, 1. С .19). Несмотря на сложность организации и функционирования библиотечных систем, следует иметь в виду, что это один из ёмких каналов распространения и потребления печатной продукции. Возможный объём потребления печатной продукции исчисляется сотнями экземпляров. С учётом того, что основные тиражи книг местных издающих организаций редко выходят за пределы 1000 экземпляров, библиотечное потребление книг становится одним из основных, если не маркетмейкерским. Слабость маркетинговой позиции библиотечных систем, на наш взгляд, проявляется в том, что отсутствует единый координационный центр. Основная маркетинговая задача этого центра должна была заключаться в выработке стратегии закупа книг для библиотек, межбиблиотечном, в рамках области, книгообмене и пр. Таким образом, могла бы решаться проблема подбора качественной печатной продукции, как по внешним полиграфическим параметрам, так и по содержанию, что немаловажно для развития и улучшения качества жизни горожан. Серьёзным и крупным игроком на книжном рынке Мурманска и области могло бы быть Мурманское издательско-полиграфическое предприятие «Север». С достаточной долей достоверности можно утверждать о монополистических устремлениях этого предприятия. Однако, как это уже было отмечено, это предприятие не развивает книжное производство, а продолжает специализироваться на выпуске газет. Ещё одним консолидированным субъектом книжного рынка являются малые полиграфические предприятия. Но, к сожалению, консолидированным субъектом их назвать можно лишь условно, т.к. между ними идёт незатихающая конкурентная борьба. Да и толку от деятельности этих предприятий мало. В основном эти предприятия специализируются на выпусках рекламных буклетов, туристических справочников и путеводителей, брошюр различного содержания, небольших книжек в мягком переплёте, чаще сомнительного содержания. В погоне за государственным заказом на книгоиздание теряется качество книжной продукции. Если за качество содержания ответственность несут писатели, то технические огрехи, корректорские ошибки превращает эту продукцию в псевдокнижную. Писательские организации также являются участниками книжного рынка. Так случилось, что в Мурманской области два писательских союза. Надо заметить, что оба писательских союза заняли, на наш взгляд, не совсем конструктивную позицию как участники книжного рынка. Получая немалую финансовую поддержку от областной администрации, писательские союзы увлеклись вопросами книгоиздания. Теперь члены писательских союзов не только сами пишут книги, они сами же их редактируют, сами издают, сами решают проблемы, связанные с полиграфией, сами занимаются распространением книг. Такое замкнутое производство не говорит в пользу высокого уровня развития книжного рынка в Мурманске и области в целом. 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz