Циркунов, И. Б. Города нового качества = Towns of new quality : урбанизация и качество жизни горожан Кольского Севера / И. Б. Циркунов ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем. – Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2008. - 153 с.: ил., карты.

3.4.2.2. Книгоиздание Видимо, первые книги, которые появились у нас на Севере, - это были церковные книги. Это и понятно, ведь книжная культура в XVI веке шла рука об руку с культурой православной. Конкуренцию православной книге в то время могли составить, пожалуй, только что писцовые книги. Самой первой писцовой книгой считается книга, составленная Василием Агалиным в 1574 году, правда не дошедшая до наших времён. Зато писцовая книга Алая Михалкова, составленная в 1608 году, сохранилась и представляет собой старейший памятник письменности, ономастики и патронимики и ценнейший источник по истории Кольского полуострова (Ушаков, 1997. С.129-131). Можно предположить, что одна из самых первых книг, созданная на Кольском полуострове, по своему содержанию тоже была православной. Скорее всего, это была одна из тех первых «малых книжиц», которые и составлялись вскоре после смерти Трифона (15 декабря 1583 года), одного из первых православных подвижников Русского Севера, крестителя лопарей. В XVII веке довольно активно велась переписка книг в Кандалакшском монастыре, Коле, Варзуге и Умбе. В те давние времена книжное дело на Кольском Севере было рукописным, хотя книгопечатанье в России появилось в середине XVI века. Переписывание книг было весьма распространённым занятием у грамотных людей. В большом ходу были «соборники», т. е. книги с переписанными произведениями или фрагментами сочинений разных авторов на различные темы (Ушаков, 1997. С. 147). Сохранился Соборник Кирилла, или Варзужский соборник на 285 листах, в котором содержится помимо 24 канонов, 36 литературных произведений и исторических повествований (Ушаков, 1998, 2. С.293-296). Одна из первых светских книг, которая появилась на Кольском Севере, по утверждению профессора И.Ф. Ушакова, - «Жемчюг» (Ушаков, 2001. С.72). Эта книга, сборник изречений мудрых людей, как и церковные книги, скорее всего, была завезена сюда. Однако сам факт существования этой книги на Крайнем Севере говорит о достаточно высоком уровне развития жителей того времени и почтительном отношении к книге и чтению. Где точно была написана, точнее, переписана книга «Жемчюг», доподлинно неизвестно, но это не умаляет её значение для истории культуры Крайнего Севера. Но вот одна из известных современному научному сообществу книг была переписана в Коле. Ссыльный раскольник Иван Матвеевич Красулин прибыл в Колу на поселение в 1668 году, где и занимался перепиской книг и старообрядческих сочинений. Красулин, проживая в Коле, переписал книгу под названием «Слово из книги глаголемыя Виноград Российской» (Ушаков, 1998, 1. С.242). Первые научные экспедиции на Кольский полуостров в XVIII веке, в которых принимали участие М.В. Ломоносов, Н.Я. Озерецковский, И.И. Лепёхин дали толчок к дальнейшему изучению Крайнего Севера. Но ещё до первых академических экспедиций в Поморье создавались «Мореходные описания» с изложением, например, пути вдоль Карельского побережья и Кольского полуострова до Северной Норвегии (Ушаков, 1998, 1. С.241). В истории освоения Кольского Севера XIX век был ознаменован значительными научными экспедициями и исследованиями. Это привело к появлению книг, повествующих о природе Севера и быте местных жителей, как поморов, так и 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz