Циркунов, И. Б. Города нового качества = Towns of new quality : урбанизация и качество жизни горожан Кольского Севера / И. Б. Циркунов ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем. – Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2008. - 153 с.: ил., карты.

таких газет можно отнести газеты «Всё», «Дважды два», «РиО», «Моя Кандалакша» и некоторые другие. В-четвёртых, стали возникать специализированные, тематические СМИ. Если в период дорыночных отношений в области издавались специализированные газеты военно-морского флота, то в девяностые годы появилась целая серия СМИ автомобильной тематики, газет - телевизионных расписаний, молодёжных газет. На смену единственной молодёжной газеты Мурманской области «Комсомолец Заполярья» пришло несколько новых изданий. В числе новых молодёжных СМИ можно найти студенческие газеты - «PROSTUDA», «Рекомендовано информационной службой», «Да?». Молодёжные издания такие, как «Тусовка», «Я с тобой», «Свой среди своих». Газеты для детей и подростков - «Малышка», «Кошки - Мышки» (там же. С. 17). Газеты для профессиональных водителей и автолюбителей в девяностые годы стали довольно распространенным явлением не только в столицах, но в провинции. Мурманский газетный рынок не стал исключением. Почти одновременно появилось несколько СМИ на автомобильную тематику в Мурманске - это газеты «Драйвер», «Автомагазин», «Авто экс Пресс», журнал - «Авто Мурман». Видимо столь бурный рост автомобильных изданий реально отражает как минимум количественные изменения - стало больше автолюбителей, стало больше автомобильных магазинов, салонов, заправочных станций и автомастерских. Ещё одно явление среди специализированных СМИ - газеты - телевизионные расписания. Они, как верхушка айсберга, демонстрируют глубинные изменения, происходящие на информационном поле, на рынке СМИ. Эти газеты, ставшие обыденными и повседневными спутниками жизни многих телезрителей, на самом деле свидетельствуют о периоде становления рыночных отношений на рынке электронных СМИ. Исторически так сложилось, что телевизионные расписания раз в неделю публиковали ежедневные газеты, выходила специальная газета, издаваемая ГТРК «Мурман» - «Телевидение - радио». Для издающей организации выпуск такой газеты и предоставление телевизионного расписания другим газетам являлось источником дополнительного дохода. Но в связи с тем, что появились негосударственные телеканалы, исчезает монополия не только на телевещание, но и на издание газет - телевизионных расписаний. Естественно, в ситуации рыночной свободы, в борьбу за «газетные» деньги телезрителей включились сами газетчики. Первой серьёзной атакой на «телегазетную» монополию был выпуск газет серии «Всё»: «Смотрите всё», «Телепрограмма и всё». Подводя итог последнего этапа развития СМИ, следует отметить следующее. В 90-е годы происходят три важнейших события - технико­ технологическое, идеологическое и маркетинговое. Технико-технологическое событие означает фактическое массовое внедрение офсетного производства в типографиях Мурманской области. Идеологическое - упразднение цензуры и партийного контроля над СМИ. Два этих события создали условия развития рынка СМИ, как в количественном, так и в качественном значении. В свою очередь качественные и количественные изменения в сфере средств массовой информации создали условия возникновения рыночных отношений и положили

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz