Циркунов, И. Б. Города нового качества = Towns of new quality : урбанизация и качество жизни горожан Кольского Севера / И. Б. Циркунов ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем. – Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2008. - 153 с.: ил., карты.

старыми, хорошо зарекомендовавшими себя газетами стали возникать новые СМИ. В то время, когда старые СМИ с трудом перестраивались - искали приемлемые формы организации, новую структуру подачи материала, новые журналистские приёмы и даже новые шрифты для старых названий, как грибы после дождя стали появляться и исчезать и снова возникать новые газеты с приспособленными к рыночным условиям формами организации, простейшими структурами подачи материала и обилием рекламы. Количество газет в Мурманской области стало заметно расти. Тиражи газет стали приближаться к реальному рыночному количеству экземпляров, экономически обусловленных потребностям читательской аудитории. Период развития рынка СМИ сопровождался несколькими явлениями структурного характера. Во-первых, стали исчезать, закрываться так называемые ведомственные, отраслевые, малобюджетные газеты, которые издавались крупными промышленными предприятиями и организациями, в том числе градообразующими в городах области. К числу таких газет можно отнести «Шельф Арктики», «Гидростроитель Заполярья», «Кировский строитель», «Мурманский строитель», «Заполярный железнодорожник» и некоторые другие. Подобное же явление происходило и с газетами Краснознаменного Северного флота (КСФ). Упраздняя политотделы на кораблях и частях КСФ, сокращали должности военных корреспондентов, закрывали газеты (Циркунов, 2008. С .16). Но спустя некоторое время, многие крупные предприятия отделались от рыночного шока, перестроились. Почти все из них акционировались, обзавелись новыми хозяевами. Некоторые промышленные гиганты стали выпускать свои корпоративные средства массовой информации, как, например, ОАО «Апатит» учредил газету «Хибинский вестник». Другие - возобновили выпуск новых газет со старыми названиями, как это сделали в ОАО «Мурманское морское пароходство», возродив выпуск известной газеты «Арктическая звезда». Правда, теперь это не органы парткома и профкома, как это было раньше, а скорее рупоры руководства акционерных обществ. Во многом эти газеты сохраняют специфику старой рабочей прессы, пишут о буднях предприятия, о лучших по профессии, появляются заметки о трудовых династиях, освещают проблемы социальной сферы. Однако на предприятиях, где сильны профсоюзы, находятся средства для выпуска своей собственной газеты, например, «Вестник морских профсоюзов». Во-вторых, можно зафиксировать факт появления газет-однодневок. Имеются в виду газеты, выходившие в свет буквально несколько раз, учрежденные какой-нибудь новообразованной партийной структурой или амбициозной коммерческой организацией. К числу таких газет можно отнести, например, «Экономка», «Ведомости торгового дома «Полярная Звезда», «Правда Жириновского. Мурманский выпуск» и некоторые другие. В-третьих, в Мурманске и области стали появляться частные газеты. По сути дела к частным газетам можно отнести и так называемые однодневки, и корпоративную прессу. Примером частного корпоративного СМИ является газета «Полар Атлетик Ревю», издаваемая спортивным клубом «Полар Атлетик». Но в действительности, описывая частные газеты, следует иметь в виду СМИ, которые созданы трудами и талантами сотрудников редакций и, как правило, на средства самой редакции или его частного учредителя. К числу

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz