Циркунов, И. Б. Города нового качества = Towns of new quality : урбанизация и качество жизни горожан Кольского Севера / И. Б. Циркунов ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем. – Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2008. - 153 с.: ил., карты.
дела можно определять по-разному, с различных позиций, для разных целей и задач. В нашем исследовании на основе нашей компетенции в круг издательского дела включены лишь средства массовой информации книжный рынок, и его субъекты. Мы сознательно оставляем за рамками нашего исследования проблемы научных разработок информации писательского труда, искусствоведческие темы, проблемы журналистики и прочее, т. к. считаем, что они могут и реально оказывают влияние на развитие качества жизни не напрямую, а опосредованно, как раз через СМИ и книжный рынок. Это далеко не единственные каналы воздействия на качество жизни горожан, но для примера они вполне подходящие. Поэтому в поле нашего зрения остались только эти два компонента издательского дела. 3.4.2.1. Средства массовой информации Первые мурманские средства массовой информации (СМИ) - газета и журнал — имели символическое значение. Первая газета на Кольском полуострове «Мурман» печаталась за рубежом, в Норвегии, для русских рыбаков и освещала политические вопросы и житейские проблемы поморов. Первый журнал - «Карело-Мурманский край» печатался в Петрограде, на страницах которого публиковалось большое количество краеведческого материала, статей и заметок. Символизм этих первых средств массовой информации заключается в том, что они как бы определили основные позиции современных мурманских газет и журналов. В них по-прежнему много политики, бытовых проблем, журналистских материалов о жизни, буднях и радостях мурманчан и жителей области, журналисты, историки - краеведы и просто любители нашего края поддерживают краеведческую тематику. С 1907 года начала выходить газета «Мурман», примерно в это же время вышли в свет брошюры на русском языке для поморов. С этого времени можно начинать отсчёт истории журналистики и издательского дела на Мурмане (Циркунов, 2008. С. 13-14). Один из первых статистических срезов по учёту средств массовой информации можно отнести к 1935 году. К этому времени, скорее всего, следует отнести второй этап в истории развития заполярных средств массовой информации. Тогда в статье «По Карелии и Мурману» в журнале «Карело- Мурманский край» отмечалось, что «всего в округе [Мурманском- И Ц .] издаётся 17 печатных заводских и районных газет» (Карело - Мурманский край, 1935. С. 36.). При этом 9 газет издавалось в г. Мурманске и 3 из них на железнодорожном транспорте (там же). Очередной всплеск развития СМИ на Мурмане пришёлся на годы Великой Отечественной войны за счёт возникновения фронтовых и флотских газет. В период восстановления народного хозяйства и развития индустрии на Крайнем Севере происходили структурные изменения и в среде СМИ - возникали новые отраслевые, производственные и заводские газеты. В шестидесятые - семидесятые годы происходит некоторая стабилизация в средствах массовой информации. Новый бум в развитии мурманской прессы пришёлся на 90-е годы. С недавних пор, имеется в виду постсоветский период, СМИ это не только и не столько средство идеологического воздействия на массы, но и экономический феномен. В конце восьмидесятых - в девяностых годах рядом со 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz