Циркунов, И. Б. Города нового качества = Towns of new quality : урбанизация и качество жизни горожан Кольского Севера / И. Б. Циркунов ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем. – Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2008. - 153 с.: ил., карты.
в качестве филиала Музея Тихоокеанского флота гвардейская Краснознамённая подводная лодка С-56. В 80-е годы музеефицировали две подводные лодки, прославленные в годы Великой Отечественной войны, - К-21 на Севере и «Лембит» на Балтике (там же. С.26-27). Следующий этап появления морских памятников приходится на 90-е годы, когда были доведены работы до конца, начатые в советское время. Были завершены работы по музеефикации подводной лодки Д-2 «Народоволец» в 1994 году и научно-исследовательского судна «Витязь» в 1996 году (там же. С. 17). Вторая половина девяностых годов и начало нового тысячелетия были богаты на события по восстановлению мемориальных судов. В эти годы были восстановлены и музеефицированы, кроме уже названных, такие суда, как НИС «Космонавт Виктор Пацаев», подводная лодка Б-413, ледокол «Красин», паровой буксир «Прокатчик». Ведутся работы по восстановлению таких судов, как крейсер «Михаил Кутузов», атомоход «Ленин». Уже скоро на вечной стоянке у морского вокзала Мурманска станет грандиозный корабль, памятник науке и технике, памятник истории освоения Арктики - первый в мире атомный ледокол «Ленин». Возможно, атомоход «Ленин» станет частью грандиозного проекта, войдёт составным элементом в комплекс, который отстаивает известный полярный исследователь П.В. Боярский, под названием «Национальный парк «Русская Арктика» (Боярский, Сметанин, Соколов, Химичук, 2005. С. 160-161). Арктика, как писал С.М. Успенский, « ... это вовсе не «естественный заповедник», ... здесь есть, кого охранять...» и можно смело добавить - есть что сохранять (Успенский, 1987. С.241). Национальные парки столь распространённые и известные на Аляске и в Канаде как форма охраны природы и историко- культурных объектов может стать приемлемой и для Российской Арктики. Ещё на рубеже тысячелетий учёные Северо-Запада России писали о планировании создания ряда крупнейших национальных парков, в том числе и о Большом Арктическом национальном парке на островах Новая Земля, Вайгач и Земля Франца-Иосифа в Баренцевом море (Природное и историко-культурное наследие Северо-Запада России..., 2000. С.5). Но включение в состав национального парка восстанавливаемого мемориального судна - это всё равно, что видимая часть айсберга. В чем, как нам представляется, заключается глубинный смысл восстановления атомохода «Ленин» и установление его на вечной стоянке в Мурманске, а не в каком-нибудь другом городе. Морской, арктический музей или мемориальное судно будут безусловным украшением для нашего города и культурно-просветительским центром. Однако по своей концепции он должен отличаться от существующих музеев. Этот музей или мемориальное судно должны соответствовать модели постиндустриального общества. Возможно, кто-то не согласится с такой постановкой вопроса, мотивируя это тем, что в России не то что постиндустриального общества нет, но и общество индустриального типа у нас ещё не развито. Уклонимся от обсуждения этой проблемы и предложим посмотреть на музей не как на общественный опыт сохранения истории и памяти о прошлых событиях, собранные в артефактах, а как на попытку анализа прошлого, собранного в артефактах, прогнозирования и моделирования будущего. 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz