Циркунов, И. Б. Города нового качества = Towns of new quality : урбанизация и качество жизни горожан Кольского Севера / И. Б. Циркунов ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем. – Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2008. - 153 с.: ил., карты.

элементом одного из самых романтических памятников города, увековечивающего память об этом уникальном судне. Памятник был открыт 3 ноября 1965 года у стены Краеведческого музея (архитектор Н.П. Быстряков, художник И.Д. Дьяченко) (Киселёв, 2006. С.50). Другому ледоколу повезло больше. Ледокол «Красин» («Святогор») удалось отстоять. В этой борьбе за сохранение огромную роль сыграли мурманчане. Но Мурманску повезло меньше, чем ледоколу. Ледокол стал музейным судном, а Мурманск музея так и не обрёл. Вторая попытка создать морской музей была предпринята в середине 80-х годов. Тогда в Мурманске развернулось движение за восстановление научно- исследовательского судна «Николай Книпович». К началу восстановительных работ судно «Николай Книпович» пролежало в приливной полосе Кольского залива 26 лет. В подъёме судна принимали участие немало солидных организаций города Мурманска, ведущих специалистов и общественных деятелей. В разработке проекта плана работ по спасению «Николая Книповича» приняли участие такие организации, как ВРПО «Севрыба», АСПТР, МВИМУ, Гипрорыбфлот, Мурманская судоверфь и некоторые другие (Беляев, Циркунов, 1989. С.87). 30 июля 1986 года Мурманский горисполком принял решение «Об увековечении памяти экспедиционного судна “Николай Книпович”». В решении говорилось, что после восстановления судна следует рассмотреть вопрос об организации на нем филиала Мурманского краеведческого музея. Это был один из вариантов последующего использования восстановленного судна. Существовал даже проект архитектурной планировки пустыря между универмагами «Мурманск» и «Детский мир», где предполагалось установить это судно как памятник и как музей. Общее определение статуса это памятника можно было найти в «Методических рекомендациях по выявлению, отбору и научному описанию памятников науки и техники в собраниях музеев. Корабли и суда русского и советского флота»: «К памятникам науки и техники относится обширная специфическая группа - корабли и суда русского (до 1918 года) и Советского флота. Они могут быть подразделены на две категории (А и Б)... Категория Б. Объекты, связанные с историческими событиями и с жизнью и деятельностью исторических личностей» (Методические рекомендации... , 1986. С.3-4). Теоретическое обоснование памятников такого рода было дано чуть позже в работах известного полярника и исследователя истории освоения Арктики П.В. Боярского: «Памятники истории и культуры являются объектами своеобразного и уникального эксперимента взаимодействия человека и окружающей природы. Они дают нам важнейшие, развёрнутые в пространстве и времени результаты по прочности и надёжности различных материалов, историю их реального бытия и целесообразность использования в различных условиях, перспективность тех или иных технологических процессов обработки» (Боярский, 1990, 1. С.21). Разрабатывая основы общего памятниковедения и памятниковедения науки и техники, определялась ведущая задача этого научного направления «... не только выявление и изучение памятников, но и их сохранения, использования и активного функционирования в современном мире» (там же. С.37). Когда начиналась работа по восстановлению памятника, то

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz