Циркунов, И. Б. Города нового качества = Towns of new quality : урбанизация и качество жизни горожан Кольского Севера / И. Б. Циркунов ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем. – Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2008. - 153 с.: ил., карты.

Вполне естественно воспринимается Центральный Военно-морской музей в Санкт-Петербурге, расположившийся в шикарном здании биржи на стрелке Васильевского острова. Вполне уместно размещение морского музея в Таллине, занимающего одну из величественных башен города - Толстую Маргариту (Томберг, 1987. С.75). А что говорить о музее Мирового океана в Калининграде - целом комплексе музейных кораблей, образующих набережную исторических судов, и его филиале в Санкт-Петербурге — музее «Ледокол «Красин»» и зданий, как современных, так и представляющих историко-архитектурное значение (Музеи Калининградской области, 2005. С. 12-15)?! Список городов - морских портов, где расположились или морской музей, или музейный корабль, можно продолжить. Больше всего морских музеев в балтийских городах. Но и на Севере можно найти объекты морской памяти. Так, например, в Архангельске действует Государственный Северный морской музей и музей - буксирный пароход «Прокатчик» (Актуальные проблемы сохранения исторических судов, 2005. С.70; 100). В Вытегре - городе Вологодской области - центре бывшей Мариинской водной системы каналов, нынешнего Волго-Балтийского канала совсем недавно установлен мемориальный корабль. Это музей «Подводная лодка Б-440». Корабль находится на плаву, отсеки подлодки переоборудованы под экспозиции, оснащены аудио- и видеооборудованием. Это большая океанская дизельная подводная лодка, по классификации НАТО «Foxtrot» была построена в 1969 году, в конце 90-х выведена из состава флота и функционирует как музей с 2005 года. У нас в Мурманской области тоже есть мемориальные суда. В Североморске в 1982-1983 годах была установлена подводная лодка К- 21 в качестве филиала Музея Северного флота, а в посёлке Островном открыт мемориал Краснознамённой подводной лодки С-51 (там же. С. 14). В Мурманске же нет ни мемориального судна, ни морского музея. Мурманск, наверное, пока что единственный в мире морской город, в котором нет морского музея. Вряд ли добротный ведомственный музей Мурманского морского пароходства можно рассматривать как общегородской морской музей. Хорошие музейные экспозиции в МГТУ, ПИНРО и даже в Краеведческом музее тоже не могут заменить собой единый морской музей как минимум федерального значения. А Мурманск претендует не только на морской музей, но и на музей Арктики. Ведь никто не удивляется тому, что музей Арктики есть в Санкт-Петербурге, так почему же не быть морскому и арктическому музею в Мурманске? Предлагаемое название музея условно. Название музея, безусловно, имеет значение для его функционирования, но для целей нашей статьи можно остановиться на общем названии «арктический и морской музей». Создание морского музея в Мурманске переживает третью попытку. Первый раз общественность, фактически без поддержки властей, пыталась сохранить для истории первый в мире ледокол «Ермак» (1899-1963). Это судно пытались сохранить и как памятник науки и техники (ПНТ), и с целью создания арктического и морского музея. «Ермак», созданный стараниями и усилиями выдающегося русского флотоводца и океанографа адмирала С.О. Макарова (1848/49-1904), был по праву достоин такого увековечивания. Борьба общественности за сохранение ледокола успехом не увенчалась. Ледокол утилизировали. В музеях города хранятся отдельные фрагменты этого легендарного ледокола. Самый грандиозный из них - якорь является основным

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz