Циркунов, И. Б. Города нового качества = Towns of new quality : урбанизация и качество жизни горожан Кольского Севера / И. Б. Циркунов ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем. – Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2008. - 153 с.: ил., карты.

экономическим, так и культурным (Сусоколов, 2006. С.38). При этом следует учитывать, что понятие миссии города должно быть тесно связано с ожиданиями так называемых контактных групп. В результате взаимодействия различных групп, а точнее, в результате адаптации этих групп к трём типам условий - природным, социальным и внутригрупповым отношениям, возникает явление, которое называется культура, а для отдельно взятого города - субкультура. Только на первый взгляд кажется, что жители города делятся на две большие группы - горожан и «гостей нашего города». Любой даже небольшой город предполагает существование или, точнее, сосуществование нескольких социальных групп населения. Даже без учёта и деления горожан по национальному и религиозному признакам, хотя эти признаки для некоторых городов являются важнейшими, можно использовать весь спектр социологической классификации, а в каких-то случаях и стратификации населения города (по Сорокину). Среди всего многообразия социальных групп следует специально выделить группировки богатых и бедных горожан, средний класс, деление по профессиональному принципу, возрастное деление с учётом категории пенсионеров и детей, гендерное деление населения, специально учитывать группы людей, находящихся на инвалидности, по беременности и временно нетрудоспособных по болезни. Как бы ни был широк диапазон группировок населения, следует принимать во внимание принципы взаимоотношений этих контактных групп, что должно лечь в основу философии организации и развития города. Миссия (основной замысел) и философия организации и развития города необходимы для установления стратегических целей, а также для поддержания, а иногда и завоевания доверия горожан, всего спектра контактных групп, чтобы не вызывать конфликта их интересов. В таком единстве развития города и городского хозяйства представляется возможным рассматривать его как единую бизнес-систему. Общая стратегическая цель бизнес-системы, или видение, - это желаемый (идеальный) образ будущего города в представлении горожан и возможно «гостей нашего города». «Видение отличается от долгосрочного планирования. Отличие заключается в целях, которых нельзя добиться исходя из достигнутого уровня, т.е. при применении подхода, присущего разработке долгосрочных планов» (Никитин, 2003. С.91). Достигнутый уровень, скорее всего, действительно не может быть ориентиром для создания видения будущей жизни в городе. В предлагаемом исследовании мы даже не пытаемся сформулировать миссию того или иного города Мурманской области, описать философию организации жизни в городах Крайнего Севера, спрогнозировать перспективу долгосрочного планирования. Однако мы можем предложить гипотезу, смысл которой сводится к тому, что в ближайшем будущем видение жизни в современном городе должно быть чётко увязано с понятием качества жизни горожан. В связи с предложенной гипотезой можно сформулировать цель и задачи нашего исследования. Целью исследования является определение роли процесса урбанизации в создании новой парадигмы экономического развития, а именно выдвижении на первый план основных задач экономического развития создания условий жизни, поддержания уровня жизни человека и достижения соответствующего современному пониманию качества жизни человека в городе. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz