Циркунов, И. Б. Арктический корабль науки / И. Б. Циркунов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2006. - 160, [1] с.: ил., карты.

95 Легендарный поход и фундамент науки океанологии — изучать бесконечно изменчивые процессы, искать и находить причины и силы, управляющие жизнью вод, научиться от­ вечать на вопрос “почему?”. Во всяком случае, всегда стремиться к этому» [10, с. 113]. А это уже не позитивистский подход к науке. Поиски ответа на вопрос «почему?», выражаясь картезианским язы­ ком, это из другой системы координат. Н. Н. Зубовым были созданы основные труды по океанологии: «Элементарное учение о приливах в море» (1933) и «Динамический метод обработки океанологических наблюдений» (1935). В книге «Динамический метод...» дан критический анализ теории Бьеркне­ са и предложена практическая схема расчёта и построения динами­ ческих карт по данным наблюдений над температурой и солёностью на глубоководных станциях. Книга «Морские воды и льды» издана в 1938 году, написана на основе лекций, прочитанных в 1931 году в Московском гидрометеорологическом институте. В этой книге впер­ вые дана наиболее полная классификация морских льдов. Эта клас­ сификация является основой современной международной ледовой номенклатуры. В 1945 году вышла в свет книга «Льды Арктики». Она была подготовлена к изданию в 1943 году и в основу её легли наблюдения и работы Зубова в зимнюю кампанию 1941—1942 го­ дов в Архангельске и на Белом море. Эта книга стала классическим произведением о морских льдах. Многие положения книги легли в основу методики ледовых прогнозов. Особенно стоит выделить про­ блему дрейфа льдов. Изучая дрейф легендарного арктического суд­ на «Садко», Н. Н. Зубов обратил внимание на то, что маршрут движения затёртого во льдах судна проходил фактически по изоба­ рам. Изобары были рассчитаны по данным средних декадных и месячных значений атмосферного давления. Эти исходные материа­ лы позволили Зубову сформулировать следующее правило: «Над глубоким морем, вдали от искажающего влияния берегов, чисто вет­ ровой дрейф сплочённых льдов направлен по изобарам, притом так, что область повышенного давления атмосферы находится справа, а область пониженного давления слева от направления дрейфа» [20 , с. 131]. И как следствие из этого правила, Зубов выводит следую­ щее заключение: « ... ветровой дрейф льдов происходит со скорос­ тью, обратно пропорциональной расстоянию между изобарами»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz