Циркунов, И. Б. Арктический корабль науки / И. Б. Циркунов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2006. - 160, [1] с.: ил., карты.
95 Легендарный поход и фундамент науки океанологии — изучать бесконечно изменчивые процессы, искать и находить причины и силы, управляющие жизнью вод, научиться от вечать на вопрос “почему?”. Во всяком случае, всегда стремиться к этому» [10, с. 113]. А это уже не позитивистский подход к науке. Поиски ответа на вопрос «почему?», выражаясь картезианским язы ком, это из другой системы координат. Н. Н. Зубовым были созданы основные труды по океанологии: «Элементарное учение о приливах в море» (1933) и «Динамический метод обработки океанологических наблюдений» (1935). В книге «Динамический метод...» дан критический анализ теории Бьеркне са и предложена практическая схема расчёта и построения динами ческих карт по данным наблюдений над температурой и солёностью на глубоководных станциях. Книга «Морские воды и льды» издана в 1938 году, написана на основе лекций, прочитанных в 1931 году в Московском гидрометеорологическом институте. В этой книге впер вые дана наиболее полная классификация морских льдов. Эта клас сификация является основой современной международной ледовой номенклатуры. В 1945 году вышла в свет книга «Льды Арктики». Она была подготовлена к изданию в 1943 году и в основу её легли наблюдения и работы Зубова в зимнюю кампанию 1941—1942 го дов в Архангельске и на Белом море. Эта книга стала классическим произведением о морских льдах. Многие положения книги легли в основу методики ледовых прогнозов. Особенно стоит выделить про блему дрейфа льдов. Изучая дрейф легендарного арктического суд на «Садко», Н. Н. Зубов обратил внимание на то, что маршрут движения затёртого во льдах судна проходил фактически по изоба рам. Изобары были рассчитаны по данным средних декадных и месячных значений атмосферного давления. Эти исходные материа лы позволили Зубову сформулировать следующее правило: «Над глубоким морем, вдали от искажающего влияния берегов, чисто вет ровой дрейф сплочённых льдов направлен по изобарам, притом так, что область повышенного давления атмосферы находится справа, а область пониженного давления слева от направления дрейфа» [20 , с. 131]. И как следствие из этого правила, Зубов выводит следую щее заключение: « ... ветровой дрейф льдов происходит со скорос тью, обратно пропорциональной расстоянию между изобарами»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz