Циркунов, И. Б. Арктический корабль науки / И. Б. Циркунов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2006. - 160, [1] с.: ил., карты.

87 Легендарный поход и фундамент науки которые ошибочно были приняты за два острова, носят данные Нансеном имена его жены и дочери: остров Ева-Лив [20, с. 111]. Этот уникальный рейс продолжался до 21 сентября. «Николай Книпович» смог посетить остров Визе, северный остров Новой Зем­ ли, и выполнил ряд станций на океанографических разрезах. В этой экспедиции под руководством Н. Н. Зубова гидрологические и ме­ теорологические исследования проводили Ф . Е. Белов и А. Д. Доб­ ровольский, геологические — М. В. Клёнова. В ходе этой экспедиции впервые были получены данные о со­ стоянии водного бассейна севернее З Ф И и в северо-западной части Карского моря. Собраны образцы планктона и бентоса, проведены промеры глубин и описаны грунты, что позволило существенно скор­ ректировать морские карты. Были уточнены положение и характе­ ристики островов Виктория и Ева-Лив. Но главной сенсацией этого рейса было сообщение о том, что «Николай Книпович» обогнул с севера Землю Франца-Иосифа, достигнув в свободном плавании рекордной отметки 82° 05' с. ш. [20, с. ИЗ]. Высокоширотные походы стали совершать ещё в X IX веке. Один из первых рекордов высокоширотного плавания поста­ вил Нильс Адольф Эрик Норденшёльд (1832—1901) на «Софии» в 1868 году, когда достиг 81° 43' с. ш. Новый рекорд был поставлен в 1900 году герцогом Абруццким. На судне «Стелла Поряле» он дошёл до 82° 04' с. ш. Через тридцать два года сразу три новых рекорда высокоширотных плаваний поставили советские полярники. На «Николае Книповиче» прошли отметку в 82° 05' с. ш.; на «Се­ дове» — 82° 14' с. ш.; на «Малыгине» — 82° 27' с. ш. [6, с. 100]. Но именно поход на «Книповиче» выделяется особенно. Своим легендарным походом Н. Н. Зубов установил по тем временам мировой рекорд высокоширотного плавания для такого типа судов — моторно-парусного бота. Этот рекорд так и остался непревзойдённым. Это был один из первых высокоширотных рейсов в истории освоения Арктики. Сам Зубов зарекомендовал себя как «ледовый» мореплаватель и один из первых прогнозистов ледовых условий арктических морей. Он на практике проверил пригодность своего «динамического метода» обработки океанографических дан­ ных для условий ледового мореплавания. Этот рейс являлся практи-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz