Циркунов, И. Б. Арктический корабль науки / И. Б. Циркунов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2006. - 160, [1] с.: ил., карты.

55 Первые экспедиции команда, подобраны члены научной экспедиции. Но, несмотря на оперативные сборы, в рейс удалось выйти только 13 сентября 1928 года. Этот рейс был пробным для «Николая Книповича», и в этом своем первом рейсе судно оправдало все возлагавшиеся на него надежды. Несмотря на довольно сильные ветер и волну на некото­ рых станциях, довольно сильную качку, все работы были проведены полностью. Все приспособления — моторы для работы лебедок, су­ довой двигатель и динамо, равно как и само судно, оказались вполне пригодны для серьезных и длительных океанографических исследо­ ваний. Такая оценка судну давалась в годовом отчете директором биостанции — профессором Г. А. Клюге [1]. По существу, рейс оказался чрезвычайно содержательным. Сле­ дуя по Кольскому меридиану, «Николай Книпович» должен был дойти до 75° с. ш., как предусматривалось планом работ. Но научно- исследовательское судно дошло до 78° с. ш., так и не встретив льдов. Хоть и велико было желание достигнуть кромки льда, все же судно повернуло от 79° с. ш. к юго-востоку. От дальнейшего дви­ жения на север вынуждены были отказаться, т. к. было неизвестно, хватит ли горючего на обратный путь. Впереди еще предстояла ра­ бота по 38 меридиану. Сентябрьский разрез 1928 года дал возможность собрать чрезвы­ чайно ценный гидробиологический материал в районе 75—78° с. ш. Этот район редко посещали научно-исследовательские суда, поэтому исследовательские работы носили случайный характер и любые но­ вые данные были важны и интересны. Важность результатов сен­ тябрьского рейса возрастала еще и потому, что они были сопостави­ мы по времени с разрезом, проведенным ледокольным пароходом «Малыгин», который был осуществлен северо-западнее Кольского меридиана [2 ] . «МАЛЫГИН» — ледокольный пароход, построен в 1912 году в Англии по заказу России. Первое название судна «Брюс», за­ тем — «Соловей Будимирович». Впоследствии пароход был переименован в « Малыгин» в честь штурмана, участника Великой Северной экспедиции Степана Гавриловича Малыги­ на. Водоизмещение — 1790 тонн, длина судна — 76 метра, ширина — ИЗ м, грузоподъемность — 316 тонн, мощность

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz