Циркунов, И. Б. Арктический корабль науки / И. Б. Циркунов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2006. - 160, [1] с.: ил., карты.

И. Б. Циркунов. Арктический корабль науки 32 жья о т устья Печоры до Енисея, в Енисейском заливе Кар­ ского моря и Обской губе. В 1898—1901 годах руководил эк­ спедицией в Карском море. С 1907 года руководил Главным гидрографическим управлением. Но это ещё не все события, связанные с изучением Крайнего Севера и Арктики, происходившие в 1899 году. В том, 1899, году в повестке дня Стокгольмской конференции, наряду с рассмотрением вопроса о создании Международного Совета по изучению морей — ICES, было предложено целенаправленное исследование морских промыслов, приняты стандартные горизонты и сроки наблюдений, приняты физические, химические и биологические параметры изме­ рений. В частности, в Баренцевом море приняты три стандартных разреза и главный из них — «Кольский меридиан» вдоль 33°30' в. д. [2 , с. 2 6 6 -267 ]. Может быть, следующий пример концентрации научных сил в Баренцевом море в один год — 1899-й — покажется абсолютно случайным, но что такое случайность в истории? Если предположить, что случайность — это проявление закономерности, то многие со­ впадения перестают быть таковыми и выстраиваются в цепь обосно­ ванной последовательности. Таким образом, какое-то следствие можно рассматривать как предшествующую другому следствию причину. А проявление на одном ограниченном участке пространства и вре­ мени группу событий трудно назвать просто случайностями, все они вместе взятые могут означать завершение чего бы то ни было или начало чего-то нового. Тем не менее, именно в 1899 году на средства принца Альберта Монакского были проведены гидрологические и гидробиологические исследования в прибрежных водах Шпицберге­ на. В результате этих работ в 1899 году был открыт знаменитый Океанографический музей в Монако. В этот же небольшой отрезок времени продолжалось создание флота, который мог бы выполнять научно-исследовательские задачи в высоких широтах Арктики. Большим событием 1899 года можно считать спуск на воду первого в мире ледокола «Ермак» и выход в море первенца научного флота России двухмачтового парохода «Ан­ дрей Первозванный». История ледокола «Ермак» начинается с экс­ педиций в северную часть Баренцева моря, океанографических сьё-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz