Циркунов, И. Б. Арктический корабль науки / И. Б. Циркунов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2006. - 160, [1] с.: ил., карты.

153 Судно-музей, судно-памятник сожалению, в нашем городе есть и серьёзные недоработки. Напри­ мер, у нас нет набережной и у нас нет кораблей-памятников. Хотя кораблём-памятником мог бы стать легендарный ледокол — перве­ нец ледокольного флота России — «Ермак». Жаль, что мы потеря­ ли такой чудесный корабль, каким был «Николай Книпович». А ведь подобные корабли-музеи, корабли-памятники, корабли такого же типа и одного времени постройки увековечены в Норвегии, Гер­ мании и Канаде. Норвежский собрат «Николая Книповича» по ос­ воению Арктики — знаменитый нансеновский «Фрам» («Fram») в настоящее время является основной частью Норвежского музея мо­ реплавания. Другое судно норвежской постройки теперь находится в Германии. Это судно не столь прославлено, как наш «Николай Книпович», но нашлись поводы и средства для увековечивания этого судна. Старший брат нашего «Николая Книповича» моторно-парус- ный бот «Грёнланд» («Gronland»), построенный, как уже отмечено, в Норвегии, но в 1867 году, ныне является экспонатом Немецкого музея мореплавания. Это судно заслужило такой чести тем, что на нём была организована первая немецкая полярная экспедиция. Кстати, «Грёнланд» вполне сопоставим по размерам, мощности и водоизме­ щению с «Николаем Книповичем», до сих пор выходит в море и участвует в парусных регатах. В Канаде на вечной стоянке стоит другой корабль — близнец бота «Николай Книпович». Это пат­ рульное судно канадской морской полиции «Сент-Рок» («Sent- Rouch»). В 1944 году «Сент-Рок» первым за одну навигацию про­ шёл Северо-Западным проходом. Северо-Западный проход — это морской путь из Тихого океана в Атлантический вокруг материка Северная /Дерика. Впервые по этому проходу прошёл Р. Амундсен на судне «Иёа» («Jjoa») в 1903—1904 годах. Судно «Сент-Рок» впервые в истории Северной Америки обошло этот материк вокруг, пройдя с юга Панамским каналом. С потерей судна «Николай Книпович» не была потеряна надеж­ да, что город обретёт свой морской музей, корабль-памятник. Терпе­ ние вознаграждено. Уже скоро на вечной стоянке у морского вокза­ ла станет грандиозный корабль, памятник науке и технике, памятник истории освоения Арктики — первый в мире атомный ледокол «Ленин». Возможно, он станет частью грандиозного проекта, войдёт составным элементом в комплекс, который предложил известный

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz