Циркунов, И. Б. Арктический корабль науки / И. Б. Циркунов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2006. - 160, [1] с.: ил., карты.

139 В Гидрометслужбе ция была организована в соответствии с междуведомственным пла­ ном морских экспедиционных работ, принятым Бюро бассейновой секции северных морей океанографической комиссии при Президи­ уме АН СССР. Работы проводились на Мурманской банке, глав­ ной задачей экспедиции было производство наблюдений над темпе­ ратурой морской воды на стандартных разрезах. 89-й рейс полностью выполнить не удалось. Причина была в том, что старый корпус судна дал течь. Начальник СГМС на «Ни­ колае Книповиче» Б. А. Дорман в своём отчёте писал: «Произво­ дить глубоководные гидрологические наблюдения можно только при волнении не выше 4-х баллов. Несмотря на подработку машиной, судно кренилось до 20—25°, черпает фальшбортом воду — с палу­ бы вода не сходит. Обсушить одежду негде. В каюте температура свыше 12—13° не поднимается. Все койки мокрые, вода поступает с палубы и бортов, через световой кап, порциями по несколько вёдер. Отдохнуть невозможно» [2 ] . Однако серьёзных выводов из отчёта Б. А. Дормана сделано не было. 90-й рейс судна проходил с 6 по 20 апреля 1955 года. В задачи входило производство гидрологических наблюдений в Коль­ ском и Мотовском заливах и обследование кромки льдов в восточ­ ной части Баренцева моря. Кромку льда обследовали от Святого Носа до траверса острова Колгуев. В ходе рейса проводились ме­ теонаблюдения, глубоководные наблюдения над температурой, бра­ лись пробы воды. Начальник 90-го рейса Б. А. Дорман в отчёте об экспедиции отмечал: «Экспедиционное судно к плаванию во льдах не приспособлено: 1) нет предохраняющих кингстонных сеток, 2) нет сеток, ограждающих винт, 3) нет ни одной водонепроницаемой переборки. Во время рейса неоднократно бывали случаи, когда гасло осве­ щение, потому что в выходное отверстие набивался лёд. Часто лёд заклинивал винт» [3 ]. В конце концов, по воспоминаниям В. Т. Жевноватого [4 ], был произведен ремонт: поставили новый двигатель, деревянную рубку заменили на металлическую. Но парусами уже больше не пользова­ лись никогда...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz