Циркунов, И. Б. Арктический корабль науки / И. Б. Циркунов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2006. - 160, [1] с.: ил., карты.
133 Геройский корабль Д. Н. Митрофанов, краснофлотец П. К. Коншин и отделение ко мендоров — старшина 2-й статьи И. И. Номеров, краснофлотцы Н. И. Труфанов, Ф . И. Лапин и М. И. Кузнецов. Практически всегда, будь то участие в конвое, траление или бой с вражеской авиацией, успех выполнения боевого задания во многом зависел от слаженной работы БЧ-5 — машинного отделения. Отделение мото ристов — старшина 1-й статьи Н. А. Сопильняк, краснофлотцы В. Ф . Ильин и Н. Я. Колисниченко — это сплав надежности, высокого мастерства и творческой инициативы. Старшина мотористов Николай Антонович Сопильняк, 1910 года рождения, беспартийный, до мобилизации ходил в море на «Николае Книповиче» и всю войну отслужил на этом же судне. Отличное знание материальной части позволили ему в критический момент боя 28 мая 1942 года обеспечить форсированный ход катеру и вы полнить маневр — отклониться от бомбового удара. Старшина 1-й статьи Н. А. Сопильняк, как это записано в наградном листе, «...обес печил форсированный ход, чем способствовал уклонению от бомбо вого удара, проявил смелость, дисциплину в бою» [4, л. 59]. Николай Антонович Сопильняк был награжден орденом Красной Звезды. В бою 22 мая 1942 года настойчивость и смекалку проявил старший краснофлотец В. Ф . Ильин, 1914 года рождения, беспар тийный [6, л. 170]. Корабль был атакован вражескими самолётами. От взрыва авиабомбы лопнул фундамент дизель-динамо. Моторис ты СКА-503 вели борьбу за живучесть материальной части катера. Вячеслав Федорович Ильин деревянными заготовками расклинил фундамент и добился того, что динамо продолжало работать. Катер выполнил боевую задачу. Поддерживать в рабочем состоянии старенький «Болиндер», дизель, работавший с 1928 года, было непросто. Качественно обслу живая двигатель, Ильин добился 1000 часов безаварийной работы дизеля без ремонта. Хотя по норме ремонт следовало проводить через каждые 300 часов работы [Там же]. Во время одного из плановых ремонтов требовалось заменить вышедшие из строя иглы форсунки. На базе и на флотилии импорт ных игл для видавшего виды «Болиндера» найти не удалось. Это грозило СКА-503 выходом из строя надолго или даже навсегда.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz