Циркунов, И. Б. Арктический корабль науки / И. Б. Циркунов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2006. - 160, [1] с.: ил., карты.

и Научное освоение Арктики Ледовитого океана и в устьях крупных сибирских рек, сооружение морских и речных портов, военно-морских баз и гидрометеорологиче­ ских станций на арктических островах и северном побережье Евра­ зии. В свою очередь этому промышленному строительству в Арктике сопутствовала разработка месторождений полезных ископаемых. Наряду с научным освоением Арктики её просторы осваивали военные и путешественники. Оставим без внимания вопрос военно­ го присутствия и милитаризации Арктики. Эта тема требует особой подготовки и владения специальным материалом, чем мы не распола­ гаем в настоящее время. А вот на путешествиях в Арктику стоит остановиться. Первые путешествия в Арктику, к Северному полюсу сопровожда­ лись либо скандалами, как в случае известного спора в 1908—1909 го­ дах между двумя выдающимися путешественниками Ф . Куком и Р. Пири [5, с. 71, 203], либо трагедиями. В 1912 году в России торжественно отмечали 300-летне дома Романовых. К этому собы­ тию были приурочены путешествия к Северному полюсу Г. Я. Се­ дова на шхуне «Св. Фока», В. А. Русанова на парусно-моторном боте «Геркулес» и Г. Л. Брусилова на парусно-моторной шхуне «Св. Анна». Эти трагические походы 1912—1913 годов показали, что с Арктикой шутки плохи. Без специальной подготовки, проду­ манного плана плавания, возможной научной или спортивной цели в арктические моря лучше не ходить. Не прошло и двадцати лет после этих печальных событий, как 18 июля 1931 года ледокольный пароход «Малыгин» (бывший «Со­ ловей Будимирович», построенный в Англии под именем «Брюс») начал свой исторический рейс на Землю Франца-Иосифа с иностран­ ными туристами на борту. Этим рейсом «Малыгин» положил нача­ ло эре арктического туризма. Теперь, начиная с 1990 года [3, с. 25], посещение Северного полюса и арктических архипелагов иностран­ ными туристами, как на борту атомных ледоколов «Советский Союз», «Россия» или «Ямал», так и на борту дизель-электрического ледо­ кола «Капитан Драницын», стали обычным делом. Следует заметить, что к 2004 году ледоколы под российским флагом посещали Север­ ный полюс 36 раз, а иностранные ледоколы США, Канады, Герма­ нии и Швеции в общей сложности 8 раз [2, с. 9]. Северный полюс стал доступнее в конце прошедшего столетия. Он стал доступнее не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz