Циркунов, И. Б. Арктический корабль науки / И. Б. Циркунов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2006. - 160, [1] с.: ил., карты.

109 Н. М. Книпович на «Николае Книповиче», или Разведка рыбных промыслов проходил в сложных погодных условиях. Из-за поломок плавание проходило дольше, чем обычно [12, л. 90]. В 1934 году научным руководителем 48, 49, 49-6 рейсов на «Николае Книповиче» был М. М. Адров [в архивных документах его фамилия записана как Андров. — И. Ц.] [14, л. 159]. 48-й рейс «Николая Книповича» продолжался с 13 августа по 3 октября 1934 года, капитаном на борту был С. С. Строганов. 17 августа судно достигло 76° 53' с. ш. и 34° 8' в. д. и обнаружило первый айсберг. 22 августа судно бьгло остановлено сплошным мно­ голетним (паковым) льдом на 80° 15' с. ш. и 51° 50' в. д. С 22 по 24 августа судно стояло на якоре за островом Уиндуорд (Uinduord) в проливе Майерса (Mayersa), пытались пройти в бухту Тихая. 4 сентября стали на якорь за островом Витте на Иокангском рейде. Здесь пополнили запасьг воды, провианта и топлива. 8 сентября вышли из Иоканги и проследовали на восток. 10 сентября начали плановые гидрологические разрезы по 54 меридиану. 14 сентября вышли в Карское море. При подходе к устью реки Кара судно касалось илистого грунта, что, однако, не повредило корпус. 19 сен­ тября пришли в бухту Варнека. 21 сентября перелили топливо в рабочие танки, снялись с якоря и пошли в Печорское море для проведения гидрологических работ. 28 сентября судно вернулось в Иокангу для пополнения запаса пресной воды. С 29 сентября по 3 октября на боте проводили стандартные гидрологические разрезьг вдоль Мурманского берега. 3 октября «Николай Книпович» вер­ нулся в порт [1, л. 1—4]. Наряду с научно-исследовательскими работами ПИНРО пы­ тался быть полезным и для оборонных задач государства. Так, летом 1934 года в секретном послании наркому пищепрома СССР А И. Ми­ кояну директор ПИНРО Г. И. Хлыновский писал: «Для морских исследований у Института есть два судна: “Персей” и “Книпович”. Морские исследования требуют регулярного наблюдения за пере­ движками льда, с ними увязан промысел. Одно из этих судов — “Книпович” уже лишён регистром права соприкосновения с льдом. “Персей” также требует капитального ремонта» [11, л. 35]. Далее директор доказывал, что проводимые работы по гидрологии имеют оборонное значение и делал многозначительньгй намёк: «Научно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz