Чистоногова, М. В. Поморский ход / М. Чистоногова (Доценко) // Площадь Первоучителей : литературно-художественный и общественно-политический альманах / Мурм. орг. Союза писателей России. – Мурманск, 2010. – № 10. – С. 137-158.

Архангельская область занимает особое место в истории православной России. С самого начала освоения северных земель на территории края суще­ ствовало (до октябрьского переворота 1917-го) в разные годы от пятнадцати до тридцати обителей. Их возрождение началось в 1991 году. Постепенно верну­ лись к жизни Артемиев Веркольский, Александров Ошевенский, Антониев Сийский, Иоанно-Богословский женский, Кожеезерский и, конечно же, самый знаменитый Соловецкий монастыри. Восстанавливаются и развиваются при­ ходы, строятся новые. Так, много духовной пользы приносит приход в посёлке Мирном, где проживают военнослужащие космодрома «Плесецк», в 1998 году открыт храм на острове Новая Земля. До 1920 года там находился Николь­ ский скит Корельского монастыря. Сам Николо-Корельский монастырь в на­ стоящее время требует огромной реставрации: волею истории он оказался на территории судостроительного объединения «Севмаш» в Северодвинске. Од­ нако и там, на режимном объекте, регулярно совершаются богослужения. Летом прошлого года соработничеством Русской Православной церкви и ФСБ России возведена часовня на Земле Франца Иосифа. Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь - одна из самых ста­ рейших и почитаемых на Архангелогородчине обителей, основанная в 1520 году. Сюда, на живописный мыс Большого Михайлова озера вблизи реки Сии его основатель преподобный Антоний пришёл со своими учениками. До этого он подвизался в одной из обителей Олонецкой губернии. Скоро сказка ска­ зывается, да не скоро дело делается. Сначала поставили крест, затем возвели первые кельи и деревянный храм во имя Живоначальной Троицы. Возможно, строительство монастыря было предопределено свыше: задолго до прихода монахов людям слышались здесь, в глухих лесах Холмогорья, колокольные звоны и церковное пение. Постепенно возводились каменные, прочные и очень красивые, храмы, келейные корпуса. Монастырю принадлежало несколько деревень, земли, сё­ мужьи промыслы, солеварни, его подворья располагались в Архангельске, Во­ логде, Москве. Монахи переписывали книги, сами их гравировали, писали иконы. Однако всё это было уже по смерти преподобного, скончавшегося в 1556 году. Время не оставило нам дату его рождения, но уже через 23 года после кончины за праведную жизнь, высокое подвижничество и многие чу- дотворения его причислили к лику святых. Причём одну из редакций жития Антония Сийского написал царевич Иоанн, сын Иоанна IV Грозного. Во времена царствования Бориса Годунова в Антониев Сийский мона­ стырь был сослан и пострижен в монахи с именем Филарет боярин Фёдор Никитич Романов, отец основателя царской династии Михаила Фёдоровича Романова, впоследствии ставший Московским патриархом. Монастырь заслуженно любили и уважали многие государственные дея­ тели российской истории, он не раз принимал участие в жизни страны своими пожертвованиями. Так, царь Михаил Фёдорович, сын Филарета, готовясь к войне со шведами и не располагая достаточными средствами, получил от оби­ тели значительную материальную поддержку.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz