Чистоногова, М. В. "Ушаковский ход" под Андреевским флагом / М. Чистоногова // Площадь Первоучителей : литературно-художественный и общественно-политический альманах / Мурм. орг. Союза писателей России. – Мурманск, 2008. – № 7. – С. 16-61.

Наутро - экскурсия по этой древней прекрасной обители, рождённой на рубеже ХІѴ-ХѴ веков. Первые монахи жили в пещерах - «Богом зданных». Постепенно строились храмы, возводились мощные крепостные стены. Монастырь стал и куль­ турным центром Псковщины: здесь была собрана богатейшая библиотека, благо­ даря чему до нашего времени дошёл один из великих памятников древнерусской литературы - «Слово о погибели земли Русской», а также переписка князя Андрея Курбского с Иваном Грозным. Приграничная крепость Псково-Печерского монастыря постоянно подверга­ лась жестоким набегам шведских, литовских, польских и венгерских завоевателей. В 1920 году по мирному договору Печоры и Изборск отошли к Эстонии, что избави­ ло монастырь от надругательства большевиков. В августе 1940 года Эстония вошла в состав СССР. Во вре­ мя Великой Отечествен­ ной войны, в 1944 году, фашисты, отступая, разорили монастырс­ кую ризницу и более 500 предметов древне­ русского искусства вы­ везли в Германию. Божией помощью обитель была восста­ новлена, и сегодня здесь подвизаются око­ ло ста монахов и по­ слушников. Монастырь пода­ рил Православной Церкви двух патриар­ хов - это бывшие настоятели обители архимандриты Иоасаф (1634-1641) и Пимен (1971-1990). Прославил Печоры и подвижник православия, духовник монастыря архимандрит Иоанн Крестьянкин, много претерпевший от богоборческой власти, автор «Настольной книги для монашествующих и мирян», книг «Опыт построения исповеди» и «Проповеди». Похоронен он в пещерах, где в песчаных стенах находят­ ся гробницы многих монахов. Длина «Богом зданных пещер» - 220 метров. В полной темноте, со свечами в руках продвигаемся, руководимые монахом-экскурсоводом. Говорят, что заблудиться здесь невозможно, и темнота не пугает. Здесь особый микроклимат, нет конденсата - песчаник, очевидно, поглощает влагу, и стены тёплые, приятные на ощупь. В самом конце пещер - кипарисовый крест, привезённый монахами с Афона, малиново горят лампадки, отражаясь зыбкими язычками на низких сводах. «...Быстротечная река времени стремительным потоком несётся в вечность. И только Святая Церковь и праздники Божии на какое-то мгновение приостанавлива­ ют это движение, как бы отсчитывая время. И вся наша жизнь, от рождения до исхода из неё, отражается в этом годичном круге, напоминает и зовёт: «Познай себя, всмотрись в себя, человече. Кто ты, как живёшь, и что ждёт тебя впереди? Ведь и ты вместе с этим потоком времени несёшься к безвремению, к вечности». И так каждый день, каждый год», - писал Иоанн Крестьянкин. Безвременьем мы привыкли называть периоды в истории, когда нормальное течение времени прекращается, поверженное лихими событиями - войнами, смута­ ми, революциями, переворотами, которых на пути нашей страны было немыслимое

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz