Чистоногова, М. В. "Ушаковский ход" под Андреевским флагом / М. Чистоногова // Площадь Первоучителей : литературно-художественный и общественно-политический альманах / Мурм. орг. Союза писателей России. – Мурманск, 2008. – № 7. – С. 16-61.
Грустный получился вечер - память о погибшей подлодке не даёт поводов для веселья. Куряне вспоминали войну, павших на полях сражений, говорили об ужаса ющем состоянии памятников, о равнодушии государства к проблемам народа, к его памяти. Чтобы почтить память героев-подводников, едем на воинское кладбище к мемо риалу в честь погибших. Могилы 12-ти подводников, заботливо убранные цветами. Памятник - в форме куска обшивки лодки, с рваными от взрыва краями. На нём - фамилии курян. Обхожу монумент, сзади - как бы внутренняя обшивка, со следами покорёженного шпангоута, на котором лежат цветы и повязан гюйс... Отец Сергий служит малую литию, молимся о павших. Подходят люди - взрос лые, молодые, мама с младенцем на руках - становятся в один ряд с нами. Так, тихо и спокойно, без пафосных речей, но сердцем, поминаем всех погибших на АПЛ «Курск», за которых пролили столько слёз во время той страшной трагедии... Вечереет. Сопровождающий нас отец Илья Кирьянов спрашивает, поедем ли мы в Коренную пустынь, ведь путь неблизкий - 30 километров, приедем уже в тёмное время. Нас это не пугает, тем более что знаем, что нас там ждут. Пока дорога вьётся меж полей, вспоминаем историю. Первое летописное упо минание о Курске датируется 1095 годом. А название местечку было дано по его расположению - при впадении в реку Тускарь ручья Кур. Коренная пустынь возник ла много позже, в 1597 году, на месте явления охотникам чудотворной иконы Божи- ей Матери «Знамение», - они увидели её лежащей у корней большого дерева. Когда икону подняли, из того места забил источник. Во время богоборческой власти храм Рождества Пресвятой Богородицы был взорван, а чудотворный источник залит цементом. Лишь в 1989 году монастырь возвращён Церкви. Как чудесным образом срослась икона, разрубленная крымски ми татарами во время одного из многочисленных набегов, так и Русская Православ ная Церковь постепенно приращивает к себе когда-то отсечённые от неё святыни. При входе в монастырь - скульптурные изображения и барельефы, исполнен ные Вячеславом Клыковым, наглядно показывающие историю чудесного обретения Знаменской иконы, а также того, что ей до велось перенести от врагов православия. На территории монастыря - скульптура Серафима Саровского. Святой батюшка изоб ражён Клыковым стоящим на коленах, с воз детыми к небу в молитве руками. Мурманские паломники останавливаются возле памятни ка и опускаются перед ним на колени. Установка в этих местах памятника пре подобному Серафиму не случайна: святой родился в Курске в благочестивой семье куп ца Машнина. В 17 лет Прохор Машнин ре шил посвятить себя служению Богу, мона шествовал в Саровской пустыни, а затем уда лился в пустынную келью в сосновом бору. По велению Пресвятой Богородицы святой открылся людям и с любовью принимал каж дого приходящего. «Христос воскресе!» - таково было его приветствие в любое время года, - так преподобный славил самый глав ный праздник Церкви - Светлое Христово Воскресение.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz