Чистоногова, М. В. "Ушаковский ход" под Андреевским флагом / М. Чистоногова // Площадь Первоучителей : литературно-художественный и общественно-политический альманах / Мурм. орг. Союза писателей России. – Мурманск, 2008. – № 7. – С. 16-61.

Кремль - исторический центр города. Мощные стены, башни. Архангельский собор - старейшее сохранившееся в кремле здание. Оно служило домовой церковью великих князей Нижнего Новгорода. На территории - музей под открытым небом, выставка вооружения, рубка подводной лодки С-13, в центре - стела, на вершине которой скульптура Георгия Победоносца. В бывшем военно-губернаторскои доме - Художественный музей, невдалеке -Нижегородская филармония имени Ростропо­ вича. Как мало времени! Огромный город-миллионник с великой историей, массой достопримечательностей, музеев, памятников, а нам надо уезжать. Следующий - Саранск, а затем и кульминационная точка путешествия - Санаксарский монас­ тырь. И вдруг - нечаянная радость: владыка Нижегородский и Арзамасский Георгий убеждает нас заехать по пути в Дивеево: «Как это - быть совсем рядышком с вотчи­ ной Серафима Саровского и не прийти к нему?!». ДИВЕЕВО. СЕРАФИМОВ ЧУГУНОК. Проехали Арзамас - на горизонте воз­ вышается тёмными силуэтами множество храмов. Хочется и здесь побывать! По благословению владыки нас прини­ мают в Серафимо-Дивеевском женском мо­ настыре поздним вечером - далека до ба­ тюшки дорожка, долго ехали. Ночная под­ светка Преображенского и Троицкого со­ боров на фоне тёмного неба делает их ска­ зочно прекрасными. Кажется - вокруг боль­ ше ничего не существует, только эти полу- воздушные храмы, звенящий свежестью воздух и молитва, звучащая в душе: «Свято отче Серафиме, моли Бога о нас!». Нет подсветки только у Казанского со­ бора, он ремонтируется. А собор Троицкий - батюшки Серафима. Входим внутрь с благоговением, трепетно прикладываемся к мощам святого. Стоим, не в силах отойти от преподобного... И вдруг владыка Симон тихонько подзывает всех к себе, в его руках - чугунок. Говорит, что именно в нём Серафим Саровский готовил себе пищу. Надевает котелок каждому из нас на голову - для прибавления ума, чтобы «котелок» лучше варил. Да, было бы неплохо... Позднее, уже в Мурманске, рассказа­ ла об этом иеромонаху Митрофану, настоятелю Варзужского прихода. Батюшка говорит, что не всегда котелок можно снять с головы. Удивляюсь и спрашиваю: «Наверно, благодать какая-то особая нисходит?». «Что ты, - отвечает отец Митро­ фан, - не хотел бы я с чугунком на голове ходить, позор-то какой!». Оказывается, был случай, когда Серафимов чугунок не снимался с головы одного монаха - ну ни в какую! Владыка местный стал его исповедовать, и пока тот не покаялся в грехе, о котором никогда никому не говорил, снять его не могли. Ну а после исповеди монаха расстригли. Вот так Серафим Саровский развенчал греховодника... За собором - знаменитая Богородичная канавка, около 800 метров длиной. Преподобный так сказывал о ней: «...канавка эта - стопочки Божией матери! Тут её обошла Сама Царица Небесная!». Прошли её друг за другом молча, неспешно, читая про себя молитвы Пресвятой Богородице...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz