Чистоногова, М. В. "Ушаковский ход" под Андреевским флагом / М. Чистоногова // Площадь Первоучителей : литературно-художественный и общественно-политический альманах / Мурм. орг. Союза писателей России. – Мурманск, 2008. – № 7. – С. 16-61.

стриженных газонах - мраморные развёрнутые книги памяти. Мемориал построен в этом году, открыт в июле в честь первого выпуска академии, переехавшей сюда из столицы. На плацу маршируют курсанты, ровным строем проходят вдоль стен уп­ равления, в торец которого встроена церковь святого Георгия Победоносца. Рядом - отдельно стоящая изящная колоколенка. Подумать только: недавно отстроенные корпуса, переоборудованные старые здания, и сразу - своя церковь! Жаль, она ока­ залась закрытой, однако в «предбаннике», рядом с материалами по истории части - росписи на стенах - крещение Руси и Андрей Первозванный, проповедующий рус­ скому народу. Из академии отправляемся в древнюю обитель - легендарный Ипатьевский мо­ настырь, «колыбель дома Романовых». Он, белоснежный и величавый, стоит на стыке рек Костромы и Волги и будто парит над водами. По преданию, его основал в XIII веке татарский мурза Чет, потомками которо­ го считали себя Годуновы. Мурзе в этом месте было видение Божьей Матери, исце­ лившей его от тяжкого недуга, после чего он крестился и дал зарок построить храм. Борис и Фёдор Годуновы возводили новые постройки, организовали школу иконо­ писи. С приходом к власти династии Романовых Ипатьевский монастырь обрёл новое лицо. В 1613 году здесь, в Троицком соборе, был совершен торжественный обряд избрания на царство Михаила Романова. И неизменно после коронации все российские цари посещали Кострому - монастырь стал их родовой святыней. После октябрьского пере­ ворота монастырь закрыли. В 1958 году на его базе был создан Костромской истори­ ко-архитектурный музей-за­ поведник. Недавно монас­ тырь вновь стал действую­ щим, однако некоторые поме­ щения до сих пор принадле­ жат музею. Помолившись в Троиц­ ком соборе, заходим в музей. Демонстрируется фильм о царской семье. В экспозициях - новых, Романовых. Богатая выставка икон, вежливые экскурсоводы, но - нет тепло­ ты, царящей в храмах... Возвращаемся в центральную часть города, в Богоявленско-Анастасьинов мо­ настырь, который не смогли осмотреть с утра. Отец Андрей, секретарь епархиально­ го отдела Костромской ?пархии, рассказывает, что при монастыре действует духов­ ная семинария, учится 250 человек. Возле Богоявленского храма, построенного в середине XVII века, главная святыня которого - знаменитая икона Феодоровской Божьей Матери, останавливаемся у скульптуры Феодора Страгилата. Есть версия, что, может быть, именно он принёс икону сюда, на Костромскую землю, возможно, отсюда и её название. Икона была чудесным образом обретена князем Василием Костромским, младшим братом благоверного князя Александра Невского, в лесу, где он заплутал во время охоты. Этой иконой благославлялся брак Александра с полоц­ кой княжной Брячиславой. Особое почитание Феодоровской иконы началось после событий Смутного времени, с началом новой царской династии. В 1613 году ею

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz