Чистоногова, М. В. Форштевнем рассекая пограничье : проза, стихотворения / Марина Чистоногова (Доценко) ; [предисловие: Вячеслав Черкасов]. - Мурманск : Баренц-Пресс, 2023. - 224 с. : цв. ил.

В 1910-м Нагурский становится курсантом Санкт-Петербургского высшего морского инженерного училища. В эти годы у него возникает интерес к авиации, и Ян Иосифович начинает обучаться лётному мастерству во Всероссийском аэроклубе, где знакомится с будущим основоположником высшего пилотажа Петром Нестеровым (до его знаменитой «мёртвой петли» оставалось ещё три года). В июне 1912 года Нагурского зачисляют в авиационный отдел офицерской воздухоплавательной школы, которая базировалась на Волковой Поле в Санкт- Петербурге. Молодой, но уже опытный, прошедший службу в Корпусе пограничной стражи офицер быстро привлёк к себе внимание, к нему прислушивались, обращались за советом. Когда встал вопрос о поиске пропавших арктических экспедиций Георгия Седова (судно «Святой мученик Фока», 1912-1914), Владимира Русанова (судно «Геркулес», 1912-1913) и Георгия Брусилова (шхуна «Святая Анна», 1912-1914), было принято решение послать в район Новой Земли и Земли Франца-Иосифа спасательные группы, Главное гидрографическое управление Морского министерства обратилось с вопросом возможности использования в поисках авиации именно к Нагурскому. Началась подготовка к совершенно новому и потому ещё более опасному делу - полётам в Арктике. Машины для этого закупались за рубежом, и Ян Иосифович направляется во Францию, где на заводе фирмы «Фарман» проводит целый месяц, наблюдая за сборкой своего самолёта «Морис-Фарман», а затем и осваивая его в «тепличных» условиях французского поднебесья. Одновременно готовился к полёту и второй самолёт, «Генри-Фарман», на которой напарник Яна 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz